11.01.2012 23:47
    Поделиться

    Эксперт: Нужно упростить механизм привлечения иностранных работников

    Управление федеральной миграционной службы России по Курганской области считает целесообразным отказаться от привязки квот на привлечение иностранных работников к конкретным работодателям. Подробности - в интервью начальника УФМС Геннадия Букарева.

    Российская газета: О необходимости упростить механизм квотирования говорят работодатели. Но ведь необходимо как-то ограничивать приток низкоквалифицированной иностранной рабочей силы…

    Геннадий Букарев: Безусловно, и такой ограничительный механизм должен быть. Однако подходы к существующей системе квотирования целесообразно пересмотреть, и этот вопрос сейчас прорабатывается  ФМС России.

    Механизм, действующий в настоящее время, сложен и не позволяет полностью учесть интересы работодателя, желающего привлечь иностранных работников.  Например, заявку на следующий год он должен подавать до 1 мая года текущего. Сначала эта заявка поступает в главное управление по труду и занятости, затем рассматривается другими заинтересованными областными структурами и территориальными органами федеральных ведомств на предмет того, есть ли смысл предоставлять квоту этому работодателю. Потом все предложения выносятся на обсуждение областной межведомственной комиссии по вопросам привлечения иностранных работников. Она обязана рассмотреть заявки до 10 июля, после 15 октября выходит постановление Минздравсоцразвития, приказ о распределении квоты, затем Роструд утверждает список работодателей с конкретными вакансиями. То есть механизм настолько громоздкий, что некоторые бизнесмены не выдерживают и просто отказываются от участия в заявочной кампании, несмотря на то, что у них есть рабочие места, не востребованные российскими гражданами долгое время.

    Кстати, в прошлом году квота Курганской области на выдачу иностранцам разрешений на работу пересматривалась три раза: сначала она была увеличена с 367 до 587 разрешений, а в августе уменьшена до 544, в результате же использована лишь наполовину.

    РГ: Почему предприятия не выбрали квоты?

    Букарев: Дело в том, что квота привязана к конкретным работодателям, а у тех, бывает, меняются планы. Индивидуальным предпринимателям особенно трудно заранее спрогнозировать потребность в рабочей силе. Например, собирались строить какой-то объект, но сроки сдвинулись, и надобность в персонале отпала. Бывает и наоборот: выиграла фирма тендер, а воспользоваться квотой не может, потому что не участвовала в заявочной кампании.

    В прошлом году в Курганской области из 21 работодателя, получившего квоту на привлечение трудовых мигрантов, только семь полностью ее выбрали, четыре использовали более чем на 60 процентов, столько же - частично, а шесть не использовали совсем. Именно поэтому мы предлагаем отказаться от привязки квоты к конкретным работодателям. Общую цифру по региону утвердили, согласовали вакансии, специальности, а дальше пусть субъект РФ сам решает, куда направлять работников.

    РГ: На одном из окружных совещаний в Кургане представитель общественной организации малого и среднего предпринимательства предложил увеличить квоту на квалифицированные кадры из стран СНГ. В Зауралье и в других регионах УрФО в дефиците не чернорабочие, а специалисты, и положение могли бы спасти иностранные работники. Как вы относитесь к этой инициативе?

    Букарев: Положительно, если речь идет о привлечении именно квалифицированных кадров. Но таких мигрантов в Зауралье приезжает не так много, как хотелось бы. К тому же иностранцы, имеющие востребованные профессии, могут получать разрешения на работу вне квоты, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ. В этом перечне порядка 35 специальностей.

    В Курганской области в прошлом году по квоте было принято на работу всего одиннадцать квалифицированных специалистов из дальнего зарубежья. В основном они заняты в инвестиционных отраслях: в обрабатывающей промышленности, сфере услуг, строительстве, в частности, несколько человек участвуют в возведении Курганской ТЭЦ-2. Кроме того, десять специалистов трудоустроены вне квоты.

    РГ: Насколько активно гастарбайтеры приобретают патенты, дающие право на работу у физлиц - граждан РФ?

    Букарев: В прошлом году мы оформили 1790 патентов (для сравнения: в 2010-м - 357). Мигранты, получившие патенты, имеют право наниматься садовниками, дворниками, нянями, помощниками на личном подворье. Но подчеркну, что трудоустроиться таким способом могут только граждане стран СНГ, для которых установлен безвизовый порядок въезда в РФ. Механизм работает с июля 2010 года. Никакой системы квотирования здесь не используется. Иностранец приходит в миграционную службу, вносит фиксированный авансовый платеж из расчета 1000 рублей в месяц, получает патент и начинает трудиться. По данным управления федеральной налоговой службы по Курганской области, общая сумма авансовых платежей за оформление и продление патентов, поступившая в консолидированный бюджет региона, составила 5,7 миллиона рублей. Учитывая, что порядка 40 процентов ее идет в местные бюджеты, муниципальные образования должны быть заинтересованы в законном осуществлении иностранными работниками трудовой деятельности на своих территориях.

    Поделиться