Владельцам автобусов и большегрузов объяснили, каким образом на их машины устанавливать приборы, которые следят за режимом труда и отдыха водителей.
В ближайших номерах "Российская газета" опубликует приказ об оснащении такими приборами транспортных средств, которые находятся в эксплуатации.
В скором времени владельцам автобусов и фур придется обзавестись приборами, которые контролируют соблюдение режима труда и отдыха. И хотя пока еще от них никто не требует обязательной установки этих приборов, им потребуется время, чтобы подготовиться к нововведению. Уже с 1 января этого года новые автомобили, вышедшие на рынок коммерческих перевозок (кроме легковых), должны быть оснащены тахографами. Иначе они просто не будут допущены на дороги.
С автомобилями, которые уже эксплуатируются, все гораздо сложнее. Их владельцы пока не обязаны оснащать свои машины такими приборами, кроме тех, кто участвует в международных перевозках. Сейчас подготовлен законопроект о внесении изменений в закон о безопасности дорожного движения, где это требование прописано. Пока он находится на рассмотрении правительства. Когда его внесут в Госдуму - неизвестно. Но даже после принятия этого закона потребуется еще несколько изменений в законодательстве. В первую очередь в правилах дорожного движения, где необходимо прописать обязательное наличие данных приборов на борту машины. Во-вторых, расширить Кодекс об административных правонарушениях. Сейчас в нем предусмотрена статья об ответственности за управление таким автомобилем без тахографа или с не включенным тахографом в виде штрафа в размере 2500 рублей. А также за нарушение режима труда и отдыха - в 1000 рублей. Однако все эти кары касаются пока только тех, кто осуществляет международные перевозки.
На тех, кто передвигается только по российским дорогам, - они не распространяются. Поэтому данный приказ, как сообщил "РГ" начальник отдела технической политики департамента Минтранса России Владимир Котляренко, первый в череде многих, которые готовят и наших перевозчиков к соответствующим изменениям законодательства. Сейчас определен порядок установки тахографов.
У нас на дорогах довольно часто случаются аварии именно по причине нарушения режима труда и отдыха. Уставший водитель может не заметить опасность или попросту уснуть за рулем. Именно из-за такой усталости произошла наиболее громкая авария. В Ростовской области автобус столкнулся лоб в лоб с масловозом. Тогда погиб 21 человек.
Были подобные аварийные случаи и в Москве. Например, фура опрокинулась, выезжая на МКАД. Тогда, слава Богу, никто не пострадал.
Что такое тахограф? Это прибор, который записывает все данные во время движения транспортного средства. В его памяти хранится информация не только о том, сколько машина прошла без остановки, но и о нарушениях скоростного режима. По требованиям технического регламента устанавливать у нас можно только электронные тахографы. Аналоговые уже не котируются. С электронных устройств хозяин предприятия, да и инспектор на дороге может получить гораздо больше информации.
Предполагается, что гаишник даже сможет наказывать после прочтения информации с прибора не только за нарушения труда и отдыха, но и за превышение скорости, если такие данные на приборе есть. Но только тогда, когда соответствующие полномочия будут прописаны в КоАП. По словам Владимира Котляренко, уже 80 сотрудников Госавтоинспекции обучено работе с этими приборами.
Водитель, сев за руль, обязан вставить в этот прибор свою персонифицированную карточку. После этого прибор начнет вести учет работы водителя. Данные тахометр снимает самостоятельно с бортового компьютера. Вмешаться в его работу так, чтоб это было незаметно - невозможно.
Справка "РГ"
Немного о том, что такое соблюдение режима труда и отдыха. Эти требования установлены приказом Минтранса N 6094 от 1 ноября 2004 года.
Судя по этому приказу, водителю нельзя находиться за рулем более 4 часов. После этого требуется сделать перерыв не более чем на 2 часа.
На междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха продолжительностью не менее 15 минут. В дальнейшем перерывы должны наступать не более чем через 2 часа.
Если пребывание в автомобиле предусматривается сроком более чем на 12 часов, то в рейс отправляются два водителя. При этом в автомобиле должно быть оборудовано одно спальное место.