Первая группа россиян - пассажиров "Коста Конкордии" - сможет вылететь из Рима уже сегодня. Пресс-секретарь Ростуризма Олег Мосеев сообщил, что достигнута договоренность с "Аэрофлотом" о вывозе туристов, купивших билеты у этой авиакомпании. Пассажиров "Коста Конкордии", имеющих на руках справки консульства, перевозчик будет подсаживать на свободные места. "Переговоры с другими авиакомпаниями продолжаются", - сказал представитель Ростуризма.
Как пояснила "РГ" Елена Карманова, директор по PR и маркетингу туроператора "Виа Марис", у которого на корабле было 19 туристов, поскольку загранпаспорта россиян остались на лайнере, сейчас они ждут, когда будут высланы копии документов для въезда в Россию. Представитель туроператора также отметила, что проблем с обратными билетами у наших туристов быть не должно, поскольку все они были куплены заранее. Так что российские пассажиры затонувшего лайнера "Коста Конкордия" смогут вернуться домой в ближайшие дни, если консульство оперативно оформит необходимые документы.
Туроператоры также рассказали, что "Коста Конкордия" выполняла круговой маршрут. Часть туристов начала круиз 7 января в Савоне, они должны были закончить его в субботу там же. Часть пассажиров села на лайнер 9 января в Барселоне, они должны была сойти на берег в понедельник. Стоит отметить, что для большинства российских туристов, путешествующих на "Коста Конкордии", круиз закончился как раз 13 января, то есть буквально накануне кораблекрушения.
По предварительной информации некоторых СМИ, итальянский холдинг "Коста Круизес", которому принадлежит затонувшее судно, обещал вернуть полную стоимость круиза и возместить дополнительные расходы, связанные с перелетом до места его начала, всем туристам, которые бронировали свое путешествие. А тех туристов, которые уже успели прилететь в Италию для посадки на лайнер, разместят на других судах "Коста Круизес", выполняющих аналогичные маршруты по Средиземноморью. Между тем, по словам Елены Кармановой, итальянская сторона пока не обсуждала финансовую сторону вопроса со своими российскими партнерами. Средняя стоимость недельного круиза на "Коста Конкордии" составляет порядка 500 евро без учета стоимости авиаперевозки. "Это очень дешево, поскольку круиз попадает на межсезонье. Основной турпоток шел у нас в период новогодних каникул, тогда и цены были другие", - рассказывает Елена Карманова.
Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина считает, что пострадавшим туристам за компенсацией все равно придется обращаться к российским туроператорам, через которых были куплены путевки. А те, в свою очередь, уже будут разбираться с итальянским круизным холдингом. Сколько это займет времени, пока не понятно. "Коста Круизес" также озвучила идею предложить пострадавшим туристам альтернативный круиз на другие даты, но маловероятно, что после случившегося туристы на это будут согласны", - говорит Ирина Тюрина.
По мнению эксперта, пассажиры затонувшего лайнера имею право на возмещение не только прямого материального ущерба - стоимости круиза, пропавших вещей и документов, но и морального вреда. Его размер определяется судом, исходя из конкретной ситуации. Пассажирам "Коста Конкордии" рекомендуется сохранять все документы, подтверждающие затраты, а также медицинские и прочие справки, которые могут служить доказательством в споре с ответчиком. Юристам же предстоит разобраться также и в страховой составляющей компенсаций - жизнь и здоровье пассажиров лайнера должны быть застрахованы. Что касается вещей пассажиров, то, если багаж не был застрахован его владельцем, ответственность круизной компании по каждому пострадавшему ограничивается суммой в 100 евро.
Между тем, известно, что глубина продаж билетов на затонувшую "Коста Конкордия" доходила до марта включительно. Опрошенные "РГ" туроператоры сообщили, что пока процент отказов от еще несостоявшихся круизов минимален. В основном туристы звонят справиться о ситуации. Исходя из того, что в результате инцидента количество жертв минимально, игроки круизного рынка надеются, что спад спроса на морские путешествия будет незначительным.
По мнению экспертов, круизная отрасль сегодня переживает крайне непростой период. Предыдущей громкой трагедией на воде стала гибель на Волге теплохода "Булгария", тогда погибло свыше ста человек. В результате сильного падения спроса в 2011 году отечественные круизные компании потеряли почти всю прибыль. "Поскольку о причинах нынешней катастрофы пока ничего неизвестно, рано давать прогнозы относительно будущего морских круизов. Тем не менее, вся современная история говорит о том, что круизные путешествия являются одним из самых безопасных видов отдыха. На кораблях такого класса практически ни разу не случалось никаких инцидентов. Если в СМИ не будет нагнетаться паника, снижения интереса к круизным турам не произойдет", - считает Елена Карманова.
Внимание!
Подробную информацию о ситуации с россиянами, находившимися на лайнере "Коста Конкордия" можно получить по телефону "горячей линии", организованной Ростуризмом: 8 (985) 226-82-71.