Про Алтай сказано немало. Это действительно удивительное место, которое не зря называют "планетой Алтай". Здесь есть все, чтобы в очередной раз процитировать известное высказывание: природа - лучший архитектор. Здесь есть покрытые вечными снегами горы, по которым медленно и грозно сползают длинные языки ледников, подстерегающие коварными, но в то же время потрясающе красивыми трещинами. Время от времени с гор с грохотом срываются лавины, в очередной раз напоминая о том, что несмотря на внешнюю неподвижность горы живут своей бурной жизнью. Местные реки с их многочисленными водопадами и озерами, одно загадочнее и интереснее другого, также не оставляют никого равнодушными.
Сюда не устаешь приезжать каждый год. И даже если бываешь в одних и тех же местах, это все равно не приедается. Тем более что каждый раз есть шанс для себя открыть одно из тех мест, которое на карте отмечено сухим значком "памятник природы". А оказывается, что это не просто "памятник природы", а то, про что вы будете потом вспоминать всю оставшуюся жизнь, так до конца и не веря, что это действительно была "очередная" из многочисленных красот Алтая, а не привидевшаяся во сне сказочная картина.
Самое красивое ущелье Алтая: от перевала и до озера
Если устроить допрос хорошему знатоку южного Алтая, который не один десяток раз исходил местные горы и долины вдоль и поперек, и попросить все же составить список "самых-самых" впечатляющих мест, то скорее всего в этом "top 5" будет и ущелье реки Чулышман.
Это действительно очень впечатляющее место. Чулышман берет свое начало в озере Джулукуль, расположенном на высоте двух километров над уровнем моря. Река местами весьма широкая, в нижнем течении в месте впадения в Телецкое озеро представляет собой уже мощный водный поток. Из всех 70 постоянных и 150 сезонных рек и ручейков, питающих Телецкое озеро, Чулышман приносит около 70% всей воды. Протяженность дороги от перевала Кату-Ярык до южного берега Телецкого озера составляет 70-75 км. В принципе дорога идет и выше от перевала (в сторону озеру Джулукль), но это заповедные места, куда закрыт доступ обычным туристам. Так что те, кто приезжает на Чулышман, проходят или чаще всего проезжают отрезок от перевала и до озера.
Вместе с тем несмотря на всю красоту этих мест добираются сюда немногие - слишком далеко ехать: сначала по Чуйском тракту до села Акташ (это примерно 780 км от Новосибирска) затем поворот и еще несколько десятков километров до районного центра Улаган, а затем до села Балыктуюль, где уже кажется, что находишься в "последнем оплоте цивилизации". Но и после этого надо повернуть и проехать еще километров 30 по изобилующей многочисленными подъемами и спусками грунтовке. И только тогда вы увидите перевал Кату-Ярык - начало нашего маршрута.
Сам по себе перевал заслуживает отдельного рассказа. Он не имеет никаких туристических или альпинистских категорий, по нему проходит уже упомянутая грунтовка, которая затем тянется вплоть до южного берега Телецкого озера. Спуск с перевала представляет собой крутой серпантин с десятком поворотов. На три с половиной километра общей протяженности "серпантина" вы теряете около семисот метров высоты, а потому можно себе представить, каков уклон. Ограждений у дороги нет, и сразу открывается обрыв на несколько сотен метро вниз, вид с этих нескольких сотен метров высоты - потрясающий, но если вы за рулем, то лучше не отвлекаться. Если же спускаетесь на велосипеде, то спуск постоянно сопровождается внутренними молитвами за надежность тормозов. У подножия горы уже течет река Чулышман.
Однако, как и часто бывает, когда привыкаешь к хорошему, поначалу не задумываешься, как можно было на такой крутизне создать дорогу. Как выяснилось, это результат самоотверженного и титанического труда трех местных бульдозеристов - отца, сына и дяди. За полтора года в начале 1980-х гг. они смогли пробить путь, которым другие пользуются и до сих пор. Честно говоря, следовало бы поставить хороший памятник труду этих трех людей, а не ограничиваться существующей табличкой, что "дорога была принята в таком-то году председателем колхоза таким-то", не говоря между тем ни слова про истинных создателей дороги. Отметим, что и дальше после спуска с перевала к реке "живут люди" - по пути к Телецкому озеру вдоль Чулышмана есть село Коо, а у самого впадения Чулышамана в озеро расположилась деревня Балыкча.
Оба населенных пункта имеют весьма солидную историю - были основаны еще в XVII веке (хотя вполне может быть, что там и до этого жили алтайцы) и долгое время исполняли роль "форпостов" проникновения Российской империи в эти суровые, но очень красивые края. Для жителей Коо и Балыкчи пробитая тремя бульдозеристами через Кату-Ярык грунтовка является без преувеличения "дорогой жизни", особенно зимой. Если летом до "большой земли" можно добраться на катере через Телецкое озеро (хотя по воде придется пройти не менее 80 км), то зимой путь через озеро закрыт: в южной части, как правило, лед не стоит, а вот в северной - покрывается льдом. Так что проехать через озеро не получится. А потому остается одна единственная трасса через перевал Кату-Ярык. Еще раз комплимент в адрес трех работяг-бульдозеристов.
От перевала вдоль реки идет грунтовая дорога. Здесь есть все шансы почувствовать красоту этих мест: кристально чистая вода Чулышмана, многочисленные водопады и впечатляющие горы с обеих сторон, которые по мере приближения озера постепенно расступаются в стороны. Здесь хорошо чувствуется простор, а также то, насколько человек мал по сравнению с нависающими громадами гор. Дорога достаточно сложная, много подъемов и спусков, постоянно надо быть внимательным, часто бывает сильный ветер, который затрудняет переход - это на тот случай, если вы здесь передвигаетесь, используя только "экологически чистые источники энергии", то есть идете пешком или едете на велосипеде. Но все трудности с лихвой компенсируются красотой пейзажей, которыми никогда не устаешь любоваться.
Чулышман, как уже говорилось, впадает в южную часть Телецкого озера. Это самое большое озеро всего Алтая, третье по глубине в России озеро - максимальная глубина составляет 330 метров. Озеро немалое: по форме представляет собой огромную букву "Г", у которой верхняя "палочка" повернута влево. Длина по меридиану около 75 км, в ширину до пяти-шести километров. Телецкое озеро не зря называют "жемчужиной Алтая", но более подробно расскажем о нем в следующем репортаже.
Очередное чудо природы
Путешествуя вдоль реки Чулышман, достаточно легко проехать мимо и не заметить удивительное и очень интересное творение природы - так называемые "каменные грибы". Расположены они примерно посередине пути от перевала до озера (все же поближе к озеру) на правом (заповедном) берегу реки, попасть на который можно заплатив за проход на территорию заповедника. Как говорится, "сильно рекомендуем" не пожалеть символических денег и некоторого времени, чтобы увидеть эти самые "каменные грибы". Действительно незабываемое место.
"Грибница" находится в урочище Ак-Корум (в переводе "белая осыпь") в небольшом ущелье Карасу, которое образовано впадающим в Чулышман его одноименным притоком. Здесь надо пройти по правому берегу реки, подняться немного в гору, и тут уже увидите несколько скоплений этих самых "грибов" - в общей сложности их здесь более сотни.
Выглядит такой "стандартный каменный гриб" следующим образом: наверху своего рода "шляпка" - как правило большой монолитный камень или кусок скалы. А под ним идет тонкая "ножка", сформированная из более мягких пород. Действительно выглядит как "гриб" со своей шляпкой и ножкой. Таких "грибов" здесь целые заросли. По высоте каждый "гриб" составляет от одного-двух до десяти и даже более метров. Поначалу даже не верится, что все это - причудливая игра сил природы, а не сделано каким-то любителем абстрактной скульптуры.
Ученые объясняют, что появление таких "грибов" обязано процессу "денудации", то есть избирательному вымыванию горных пород. В переводе на понятный язык все происходит следующим образом. Существует горная порода, которая состоит из глины, щебня и отдельных крупных камней. Постепенно влага вымывает глину и щебень, камни же более устойчивы. Лежащие камни и плиты создают своего рода "зонтик" для более мягких пород, которые расположены под ними. В результате окружающая глина со временем уносится, а вот находящаяся непосредственно под "зонтиком" глина остается прямо под крупным камнем.
За многие года это приводит к тому, что под шляпкой появляется тонкий "стержень" или "ножка гриба". Чем сильнее процесс вымывания или чем больше прошло времени, тем длиннее и выше подобная конструкция.
Такие "грибы" - большая редкость, так как их появление требует сочетания многих факторов в течение долгих лет. Помимо ущелья Чулышмана подобные "грибы" есть еще, говорят, в Крыму и на Урале. Но алтайские "каменные грибы" - одни из самых ярко выраженных и впечатляющих.
Если глядеть на "грибы" с разных сторон при разном освещении и добавлять небольшую долю воображения, то можно рисовать в голове самые разные картины Некоторые "грибы" выглядят как памятники давно исчезнувшей древней цивилизации, другие напоминают инопланетян, которые высадились на Землю и разглядывают тепеь нашу планету, третьи - как какие-то скульптуры из музея модернизма, еще одни - как целая "грибная семья". Настолько необычны эти природные явления.
Наряду с красотами собственно ущелья Чулышмана эти "каменные грибы" выглядят особой туристической изюминкой, создавая очень интересный туристический маршрут. В другой стране сюда бы уже паломничество туристов организовали, а вот на Алтае стоят без особого внимания. Впрочем, может и к лучшему, к тому же, добираться сюда надо достаточно долго. Правда, ученые отмечают, что все же тем, кто хочет увидеть такие "каменные растения", следует поторопиться. Сами по себе "грибы" хрупки и недолговечны. Кроме того, здесь иногда случаются небольшие землетрясения, силы которых хватает, чтобы скинуть шляпки с нескольких грибов. А ведь чтобы вырос новый такой "гриб" понадобится не одна сотня лет. Некоторые особо пессимистичные геологи считают, что наши внуки уже будут лишены возможности видеть эти природные памятники. Так что не следует терять время.
Про людей Алтая
Почему-то со всех алтайских походов одним из самых ярких впечатлений являются воспоминания о людях - как местных, так и приезжих. Эти места как волшебный кристалл, который позволяет сразу просвечивать человека и показывать, кто он в действительности есть, а не кажется. А потому напоследок несколько сюжетов с похода вдоль реки Чулышман, ущелье которой, а заодно весь остальной путь до Чуйского тракта был пройден на велосипеде.
Это уже была обратная дорога - возвращение от южного берега Телецкого озера к Чуйскому тракту. Мы остановились у самого перевала Кату-Ярык. Учитывая крутизну подъема и нелегкие рюкзаки, выход был только один: долго и нудно толкать велосипеды вверх. Перед таким "штурмом" было решено подкрепиться в кои-то веки нормальной едой, а не обычным сочетанием тушенки с крупой. Сам перевал предстал во всей красоте всех семисот метров высотного перепада. К подножию перевала подъехали три громадных джипа, судя по номерам - из далеких крупных городов.
Джипы были как на подбор: с задранными вверх выхлопными трубами, с "люстрами" мощных фар наверху, с лебедками, которые, судя по всему, могли вытащить бегемота из болота, даже если бы он пожелал там остаться. Три водителя, перекрыв дорогу наверх, вышли перед "штурмом" и с видом фаворитов трассы Париж - Дакар, гордо выпятив животы в стиле "немецкий бюргер, умри от зависти", стали обсуждать то, как им следует покорять перевал. Вскоре была еще и проведена фотосессия, в ходе которой каждый из водителей гордо позировал за рулем на фоне перевала.
Время шло, сзади подкатила старенькая потрепанная белая "Нива", за баранкой которой сидел пожилой алтаец. Аксакал явно торопился, но, наверное, побоялся "господ на танках", которые вырабатывали план "боевых действий". Через несколько минут подкатил старая "буханка-УАЗ", где тоже был не менее почтенный местный житель. Три "гордости зарубежного автопрома" в итоге крайне осторожно тронулись, выбрасывая щебень из-под колес и отчаянно газуя. За ними на почтительном отдалении следователи "Нива" и "буханка". Было очевидно, что покорители горных дорог чувствовали себя героями и очень крутыми гонщиками.
Однако к их изумлению уже порядком измученные таким черепашьим ходом "Нива" и "буханка" на одном из широких поворотов, пройдя по внутреннему радиусу, резко обошли все три джипа и через пару минут скрылись за верхушкой перевала. Если для приезжих это все было приключение, то для алтайцев - ежедневная рутинная работа.
Уже наверху джипы опять выстроились в ряд, пофотографировались и снова с гордостью и достоинством отправились дальше, очевидно посчитав "Ниву" недоразумением. Апофеозом же всей этой картины стал "выход на сцену" на вершину перевала ярко-оранжевой малютки "Киа-Пиканто", за рулем которой сидела очаровательная девчушка, а рядом на сиденье пассажира скромно находился ее друг, как потом выяснилось, оба студенты из Академгородка Новосибирска.
- Не страшно на такой малышке по перевалам кататься? - спросили мы, когда смех перестал душить, но при этом отчаянно жалея, что девушка буквально на несколько минут опоздала и не успела показаться перед взорами хозяев джипов, которые явно были горды своими "монстрами-покорителями алтайских гор".
- А тут что, опасно? - испуганно и немного смешно округлив от удивления глаза, спросила девушка, посмотрев вокруг. - Мы вот слышали, что места красивые, потому сюда приехали. Не знаю, давлю на газ, вроде машина едет, так и поднялись, - поведала она нам свой план "штурма" перевала Кату-Ярык.
Помахав нам на прощание, ребята также "просто поехали" дальше, хотя дорога была не менее крутой. Однако почему-то верилось, что у они-то точно доедут, куда надо, в отличие от хозяев "крутых тачек".
Мы уже добрались до промежуточного финиша в виде южного побережья озера и устроили себе день отдыха. На берегу Телецкого успели отстроить несколько неплохих баз отдыха. Вокруг хватало отдыхающих, прибывших сюда на своих мощных и вместительных авто. В одном из наших велосипедов стали скрипеть подшипники, а потому решили попросить масла на смазку. Как ни странно, чем дороже была машина, тем меньше было шансов получить помощь - к такому выводу мы пришли по итогам просьб-увещеваний-переговоров. В итоге к нам подошел парень, у отворота куртки которого выглядывал пригревшийся щенок с грустными глазами.
- Что, ребята, масло на смазку надо? - спросил он, теребя за ухом щенка.
- Ну да, немного совсем, а то подшипники скрипеть начали, - ответили мы, уже смирившись с тем, что смазывать придется маслом из банки со шпротами.
- Вы тоже нашли у кого спросить: чем дороже машина, тем меньше шансов, что ее хозяин в ней разбирается и будет чинить. Пошли к нашему "кадиллаку", - весело пригласил он, потрепав лизнувшего его щенка.
Кадиллаком оказалась старенькая "шестерка", которая, судя по ее виду, "видела еще Брежнева". В двигателе же копался напарник нашего собеседника. Они поделились с нами машинным маслом. Мы разговорились. Как оказалось, два этих товарища являются торговцами книгами и привезли сюда книги на продажу. То, что пришлось ехать, мягко говоря, "черти знает куда" и преодолевать не самый простой для легковой машины перевал, их не смущало.
- Люди-то везде люди. И чем дальше от цивилизации, тем искреннее и честнее, - поделились они своими наблюдениями, добавив, что "книжки все читают, и алтайцы не исключение". Однако, как выяснилось, у местных жителей хотя с тягой к культуре все в порядке, но вот "с наличкой плохо", а потому, как весело сказали нам собеседники, открывая багажник "шестерки": "Взяли натур-продуктом". В багажнике лежали несколько мешков кедровых шишек.
- Книги продали, теперь поедем покупателей на шишки искать! - сообщили они. Вероятно, по нашим физиономиям можно было прочитать очевидный вопрос, а потому мы сразу получили ответ:
- Ведь кто-то должен людям книжки и сюда привозить! А почему не мы? - пояснили они, вручая нам по несколько шишек.
Обратно мы с другом шли в молчании:
- Ты знаешь после истории про трех бульдозеристов, которые сами дорогу через перевал пробили, я почему-то не удивлен, что тут такие... сподвижники оказались, - сказал мой приятель, в задумчивости выщелкивая орехи из шишки.
Нынешний поход по Алтаю состоял для нас из трех частей: сначала на велосипедах, потом пешком по горам, а затем на байдарке по озеру. Такие туристы, которые тащат на себе рюкзаки и двигаются исключительно на "мускульной тяге", у большинства отдыхающих вызывают смешанные чувства: умиление, улыбку, сочувствие, а также у некоторых еще и желание покрутить пальцем у виска. Это мы испытали в полной мере на себе...
Шла вторая неделя похода, мы крутили педали, потихоньку "умирая" от жары, пыли и тяжести рюкзаков, капитально замедлявших наше движение вперед. Проехав мимо нас сотню метров, вдруг лихо затормозил джип, сверху донизу заляпанный наклейками с рекламой всяких зарубежных ралли.
- Садись, пехота, подвезу, а то в кювет свалитесь скоро, - любезно пригласил водитель, посмеиваясь над нами. Рядом на сиденье водителя сидел его, как потом выяснилось, 11-летний сын, который и уговорил отца подвезтинас.
- Спасибо, мы ножками, а то совсем нечестно будет, - вежливо отмахнулись мы, решив заранее, что добираться будем "только на своих двоих", если, конечно, не будет форс-мажоров.
- А чего нечестно-то? Денег не возьму, не бойтесь. Зачем педали-то крутить?! - настаивал доброжелатель.
- Не, так неинтересно - на машине, - брякнули мы, затем пожалев об этой реплике.
Нам потом пояснили, что "круто - это на джипе", что на "велике" только сумасшедшие ездят, что иначе Алтай не увидишь, и прочее...
- Вы на перевал Актру собрались, да? На Актру любой дурак пешком поднимется, вы попробуйте туда на джипе заехать! - сказал на прощание собеседник. - Поехали, сын, это какие-то экстремалы ненормальные, - добавил он, обращаясь уже к сыну.
Фраза "на Актру любой дурак пешком поднимется" стала в итоге нашим девизом, когда неделей позже на тот самый перевал Актру мы едва-едва поднялись, выбившись из сил "до чертиков", а потом даже с ледорубами, веревками и "кошками" едва ноги унесли с этого сурового ледника.
В общем, ущелье реки Чулышман и ее уникальные "каменные грибы" - одно из самых красивых и интересных мест южного Алтая. Но интересно в таких походах не только из-за природных чудес, но и из-за встречающихся в таких местах людей - как местных, так и приезжих.