Минувший год, наверное, был не самым радостным и позитивным для фондовых рынков, хотя, наверное, все могло бы быть и хуже. Индекс ММВБ закрылся по итогам года в минусе. Возможная рецессия в Европе и вероятные катастрофические последствия долгового кризиса грозят всем финансовым рынкам и в следующем году. Никакой уверенности в том, что власти Евросоюза смогут решить все свои проблемы, у нас нет.
Однако есть факты, которые необходимо учесть. Греция, по всей видимости, не откажется пока выполнять все меры по экономии, которые требует Евросоюз, поэтому помощь она будет получать. В Италии правительство провозгласило курс на масштабную экономию бюджета и опубликовало весьма радикальный план по сокращению расходов. В 2013 году расходы бюджета должны сократиться на 12 млрд евро. Если этот план будет выполняться, а правительство Монти не сметут народные протесты, то это может вернуть на какое-то время доверие инвесторов к Италии, ее облигациям и вообще к Европе в целом. В Испании идут схожие процессы. Если же Федрезерв запустит программу QE3, то принимаемые меры в совокупности не только поддержат рынки, но и могут подтолкнуть их вверх. Однако все это не сделает главного - Европа не станет мировым экономическим лидером, дефициты бюджета не ликвидируешь одним лишь росчерком пера. Поэтому либо снова резать расходы, либо продолжать занимать, либо менять правила. А значит, угроза для Евросоюза остается и рано или поздно даст о себе знать.
Полагаю, на ближайший год, ввиду разворачивающегося полномасштабного европейского кризиса, максимальный спрос со стороны инвесторов будут находить защитные инструменты, позволяющие обеспечивать сохранность инвестиций при любых движениях рынка и дающие возможность зарабатывать - также при любом развитии событий: как на росте, так и на падении. Тут подойдут очень осторожные стратегии, построенные на сочетании различных инструментов: облигации, фьючерсы, опционы. Понятно, что далеко не каждый инвестор в состоянии создавать подобные стратегии и правильно просчитывать риски - тут лучше положиться на помощь профессионалов.
Российский инвестор хочет работать на западных рынках с их обилием высоколиквидных продуктов и гораздо более разнообразным и эффективным инструментарием, нежели на отечественных площадках. Даже те инструменты, которые теоретически имеются в России, не дают практической возможности зарабатывать. Скажем, у некоторых инвесторов очень популярна продажа "непокрытых" опционов, хотя и считается, что это очень рискованный вид инвестиций. Но желание работать таким образом на FORTS вызывает улыбку умиления у профессионалов. Другое дело, скажем, товарные рынки (СМЕ, ICE), на которых можно более или менее четко выделить сезонные тенденции.
Второй момент, который не может не отвращать российского инвестора от российского же рынка - это его зависимость от рынка западного. В конце 2010 года эксперты говорили о снижении чувствительности отечественного рынка к тенденциям западных площадок, но события следующего, 2011, года доказали ошибочность (или поспешность) этого вывода. Весь 2011 год мы наблюдали, как события вокруг госдолга США и европейских стран напрямую определяли волатильность российского рынка. А какой смысл инвестировать в то, что "тупо", вне всякой логики, копирует аналог, если можно вкладывать непосредственно в рынки, которые определяют движение рынка нашего?!
Трудно удержаться от соблазна перечислить в который уже раз, вслед за многими экспертами и аналитиками, все основные проблемы российского фондового рынка: слишком маленькая капитализация по сравнению с развитыми рынками, нестабильный и неблагоприятный инвестиционный климат, который не благоприятствует выходу на рынок новых компаний, низкая ликвидность... Однако не будем забывать, что заботиться о привлекательности российского фондового, да и любого, в общем, рынка - задача государственная, а любому бизнесу ближе более практические вопросы: генерация прибыли, развитие, расширение рынков сбыта и т.д. Вот и практические задачи отечественного брокера сводятся к тому, чтобы предоставлять клиентам максимально эффективные инструменты и стратегии, позволяющие работать на самых разнообразных рынках. Только так мы сможем повысить вовлеченность населения в операции с ценными бумагами. Пока она очень мала. Если проанализировать данные о доходах россиян, становится понятно, что потенциал для инвестирования на фондовом рынке имеют не менее 10 млн семей по всей России, в то время как число клиентов брокерских компаний на порядок ниже.
Есть ли шанс привлечь их на фондовый рынок именно сейчас? Однозначно - да. В периоды тревожного ожидания кризиса ярче проявляется склонность населения больше тратить и меньше сберегать. Из банков деньги понемногу убегают, чему способствуют низкие ставки и повышенные инфляционные ожидания. На фоне снижения популярности депозитов растет интерес к альтернативным видам сохранения и приумножения средств - покупке акций, облигаций, ПИФов. Наша задача сегодня - предложить потенциальному клиенту что-то интереснее, чем "голубые фишки" на ММВБ-РТС, и доходнее, чем облигации высоконадежных эмитентов. Полагаю, у российских инвесткомпаний хватит креативности, чтобы постоянно расширять линейку услуг и продуктов. Главное, чтобы законодательная база и нормативы успевали за потребностями рынка и ожиданиями инвесторов.