"Кто сотворил мир?" - этот извечный вопрос получил неожиданное продолжение в ходе дебатов относительно размеров финансирования так называемых свободных школ в Британии.
Как сообщила "Гардиан", министерство образования намерено лишить материальной поддержки те учебные заведения, где отрицают теорию Дарвина, а креационизм преподают как науку. Основной постулат креационизма состоит в том, что мир рассматривается как творение бога.
В минувшем году в Англии как грибы после дождя стали открываться так называемые "свободные школы". Учеников они, безусловно, привлекают тем, что посещение занятий и выбор предметов в них является произвольным: хочешь - выбирай музыку и на вполне законных основаниях "отлынивай" от физики. При этом деньги такие заведения получают из государственного бюджета, но никак не контролируются муниципальными властями.
Открывать подобные школы может как отдельный гражданин, так и группа лиц: достаточно представить необходимые для лицензирования и аккредитации документы в британское министерство образования. Такая перспектива обрадовала представителей различных религиозных течений, которые стали открывать свободные школы по всей Англии. Чиновники, проанализировав документы, пришли к выводу, что чаще всего в этом преуспели представители креационистских групп.
Учителя в таких школах внушают школьникам постулат об "ошибочности" происхождения человека от приматов. И вот теперь подобные заведения решено наказывать фунтом, лишая их финансовой подпитки. В поддержку этого решения уже высказались знаменитые британцы, включая профессора-дарвиниста Ричарда Докинза и знаменитого телеведущего сэра Дэвида Аттенборо.
С 2009 года - 200-летней годовщины со дня рождения Дарвина и по сей день не только на Альбионе, но и по ту сторону Атлантики ведутся нешуточные по накалу дискуссии между учеными-натуралистами и креационистами. Суть спора - как именно рассказывать о "сотворении мира" школьникам. Дошло до того, что весной прошлого года 42 нобелевских лауреата (по 17 - по физике и по химии, 8 - по медицине) в США подписали эмоциональное письмо в поддержку закона, который отменил так называемый "Луизианский акт о преподавании научных дисциплин". Этот документ позволял учителям в произвольной форме, "используя вспомогательные материалы" и "по собственному усмотрению", рассказывать учащимся об эволюционной теории. На практике это приводило к полному отрицанию теории Дарвина на уроках, открытому преподаванию детям разного рода религиозных доктрин.