Ситуация с ГЧП в России сложилась любопытная: все больше проектов реализуется, но единого федерального закона, регулирующего эту деятельность, у нас по-прежнему нет. Государственные ведомства реализуют инвестиционные программы, например, по строительству перехватывающих парковок или по сооружению причалов для частного речного и морского транспорта, по возведению гостиниц, подсобных производств. Известна масса примеров трехстороннего партнерства по схеме "государство - инвестор - исполнитель (строитель)". Нередко государство инициирует и администрирует проект, а реализуется он силами частных инвесторов.
Нужно отдать должное региональным и местным властям, которые при этом занимаются ускоренной подготовкой и оформлением разрешительной документации. Хороший пример ГЧП - работа в особых экономических зонах. Таким образом, де-факто ГЧП в массовом порядке уже имеет место быть. Что же мешает прописать эту деятельность в законе?
Посудите, ГЧП и инвестиционная деятельность сегодня регулируются более чем 80 нормативно-правовыми актами федерального, регионального и местного уровней. Среди основополагающих - глава 53 Гражданского кодекса РФ, крайне запутанные и непоследовательные Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений", принятый в 1998 году и претерпевший девять редакций, Федеральный закон "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" N 215-ФЗ от 18 июля 2011 г., Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" N 156-ФЗ от 29 ноября 2001 г. и даже постановление правительства РФ "Об утверждении Правил содержания общего имущества..." N 491 от 13 августа 2006 г. А ведь есть еще множество подзаконных актов и местных законов. В них немало противоречий, не говоря уже о том, что трактовать нормы можно по-разному.
Федеральный закон о ГЧП помог бы разрешить эту ситуацию, он систематизировал бы эту деятельность и выстроил логически непротиворечивую законодательную юридическую картину. Принятие закона позволило бы убрать разночтения, разные толкования законов, а также прорехи в законодательстве, которые создают почву для коррупции. Нередки случаи, когда несовершенство законодательства о ГЧП позволяет местным властям передавать различное имущество в собственность или в аренду с существенными нарушениями закона, например, без проведения конкурса там, где он необходим. Федеральный закон о ГЧП помог бы отрегулировать "правила игры" и изменить мнение иностранных инвесторов о том, что в российскую экономику инвестировать нежелательно, поскольку "в сфере ГЧП в России полная правовая неразбериха и все это непрозрачно и непонятно" (так характеризуют ситуацию американские и европейские инвесторы). В четких правилах ведения бизнеса заинтересованы и российские внутренние инвесторы. Один из московских бизнесменов решил реализовать проект в сфере ГЧП на Камчатке. Но акты местного законодательства отличаются от московских по ряду позиций. В досаде он отметил: "Чтобы разобраться в этом, на Камчатке нужно прожить всю жизнь". Федеральный закон о ГЧП позволил бы создать унифицированную систему.
Необходима систематизация этой деятельности с юридической и финансовой точки зрения. Должна быть выстроена не просто жесткая управленческая вертикаль, но и понятная, прозрачная и логично связанная друг с другом на каждом уровне и этапе юридическая вертикаль данного процесса. То есть федеральный закон о государственно-частном партнерстве, региональные законы о ГЧП и подзаконные акты различных министерств и ведомств, но, разумеется, они не должны противоречить друг другу и уже принятым законам, перечисленным выше.
Принятие закона о ГЧП или просто работа по его созданию, освещаемая в СМИ и пропагандируемая среди инвесторов, - уже важный PR-ход, который улучшит деловой климат для внешних и внутренних инвесторов. Конечно, принятие закона о ГЧП и его внедрение - дело небыстрое. К примеру, закон N 227-ФЗ о правилах контроля за трансфертным ценообразованием, вступивший в силу с 1 января, рожали два года. Но в нем осталось очень много обтекаемых формулировок вроде "вероятно", "можно считать" и т.д. Сделано это не по неграмотности разработчиков закона, некая вариативность оставлена специально, чтобы потом закон можно было подкорректировать с учетом правоприменительной практики.
Это жесткий метод обкатки, быть подопытным кроликом инвесторам не хочется, но по-другому у нас, видимо, никак. Судя по всему, по такому же принципу будет происходить обкатка федерального закона о ГЧП. Чтобы к концу 2012 года успеть подготовить несколько вариантов законопроектов о ГЧП, в наступившем году должна быть проведена обширная исследовательская работа. Если взяться за дело уже сейчас, то закон о государственно-частном партнерстве будет принят совсем скоро - в 2013 году, а вступит в силу с 2014-го.