16.01.2012 23:40
    Поделиться

    Аудитория сайтов частных объявлений в России стремительно растет

    Йонас Нордландер, генеральный директор Avito.ru

    Сегодня основной проблемой многих предпринимателей, решившихся открыть интернет-магазин, становится несовершенство бизнес-модели. Нельзя забывать, что недостаточно раскрутить бизнес, нужно постоянно следить за ситуацией на рынке и меняться вместе с ней. Плюс ко всему, большую роль играют инвестиции. Несомненным двигателем развития онлайн-площадок выступает и конкуренция. Крупнейших игроков на российском рынке не много, и все они достаточно известны. Успех каждого из них влияет на рынок в целом и способен изменить модель ведения бизнеса как такового.

    В течение нескольких последних лет торговля чем бы то ни было медленно, но верно переехала жить и работать в виртуальное пространство. Делать покупки не выходя из дома - одна из основополагающих концепций современного товаропотребления. Первые российские онлайн-площадки частных объявлений специализировались на продаже машин и квартир. Появившиеся чуть позднее интернет-аукционы добавили в этот список одежду, обувь, игрушки и многое другое, дав возможность людям избавляться от ненужных вещей, еще и заработав на этом. Стремясь сорвать куш побыстрее, они устанавливали плату за размещение объявлений, снимали комиссионные за совершение сделки и делали процесс регистрации на сайте чрезвычайно сложным. А продажа рекламы превратила аукционы в свалку баннеров. Но эволюционные изменения неизбежны, и рынок частных объявлений на онлайн-площадках тому пример. Чтобы выжить, он должен был стать бесплатным.

    Я занимаюсь интернет-проектами частных объявлений больше десяти лет и могу сказать, что, создавая подобный сайт в России, прежде всего необходимо думать о том, что может быть интересно людям. И понимать, что сначала нужно заработать репутацию и лишь потом деньги. Поэтому объявления на сайте должны быть бесплатны, иначе клиент уйдет туда, где вещь можно продать быстро и не тратя при этом никаких средств. Идеальная торговая площадка должна быть удобна продавцу, размещающему свои объявления наиболее простым способом. Покупателю еще проще: надо лишь позвонить по указанному телефону.

    Чем зарабатывают подобные сайты? Сегодня около 50 % их прибыли составляет реклама. Остальная половина - платные дополнительные сервисы, среди которых есть услуга "Магазин", ориентированная на более серьезных клиентов. С ее помощью небольшие компании помещают информацию о своем предприятии и товарах. Это эффективно, ведь ежедневная посещаемость сайта превышает миллион уникальных посетителей. Таким образом, мы устанавливаем связь между покупателем и продавцом. В ваших дальнейших планах - существенно расширить аудиторию не только за счет физических, но и юридических лиц. Примерно через два года их доля составит до 30%. Эту услугу можно сравнить с торговым центром, в котором находятся несколько магазинов. Другое дело, что здесь аренда существенно дешевле, да и переход между магазинами составляет всего пару кликов. Примерно 5% прибыли приносят дополнительные опции для опубликованных объявлений (например, услуга "поднять в начало списка").

    Важным вопросом большинства онлайн-площадок становится способ оплаты дополнительных сервисов. Ведь чем проще это сделать, тем больше шансов, что пользователь в следующий раз вспомнит именно про ваш ресурс. Электронные терминалы, банковские карты, платежные системы, SMS - все это уже освоено, но надо продолжать искать еще более удобные технологии. С развитием мобильного рынка весьма актуальна мобильная версия сайта. Просматривать такие объявления можно в любой момент.

    В США и Европе онлайн-площадки с частными объявлениями появились раньше, чем в России. Ежемесячная аудитория американского сайта Craigslist, возникшего в 1995 году, сегодня составляет около 52 миллионов пользователей. Он очень популярен у местного населения и продвигает не только товары, но также и объявления о работе. Ресурс охватывает 700 городов в 70 странах. Появившийся в 2006 году французский Leboncoin насчитывает 22 миллиона посетителей.

    В этом году мы ожидаем в отечественном интернет-пространстве ежемесячную аудиторию свыше 25 миллионов человек. С учетом развития Интернета в России наши прогнозы более чем оптимистичны. По данным различных агентств, его рост составляет около 20 % в год. Интенсивное проникновение Интернета в регионы будет увеличивать аудиторию сайтов частных объявлений. Интересный факт: все большее количество пожилых людей используют для объявлений не столбы на улице, а именно интернет-ресурсы. Особенным спросом пользуются разделы недвижимости. Надо стараться предоставлять наиболее полный комплекс услуг по размещению объявлений по объектам на территории России и зарубежья. Освоение рынка недвижимости - важный параметр успешности. В долгосрочной перспективе интернет-ресурсы частных объявлений - это C2C (Consumer-to-consumer) с некоторыми элементами B2C (Business-to-consumer) в отдельных категориях.

    Поделиться