Лечебно-оздоровительный туризм в России развивается, следуя мировым тенденциям - сочетание лечения и релаксации. Между тем представители турбизнеса считают, что россияне мало информированы о лечебно-оздоровительных санаториях в России, поэтому лечиться и расслабляться соотечественники едут за границу. Роль врача при покупке курортной путевки сведена к минимуму. Положение пора исправлять, говорили участники конференции по формированию туристского продукта курортных территорий в Белокурихе, проходившей в рамках мероприятий по обеспечению реализации ФЦП развития внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011-2018 годы.
- За последние 20 лет произошел значительный рост потребления услуг в сфере лечебно-оздоровительного туризма во всем мире, однако этот вид путешествий очень неоднородный, - рассказывает Алла Пересолова, руководитель программы по Шелковому пути Всемирной туристской организации ООН. - Общая тенденция такова, что собственно медицинский туризм (непосредственно лечение) все больше включает в себя оздоровительный туризм (процедуры спа и велнесс). И если мы говорим о росте, то речь идет именно о росте смешанного вида туризма, когда санаторные учреждения одновременно предоставляют и медицинские услуги, и программы оздоровления и релаксации.
По замечанию экспертов, тенденция сочетания медицинского и велнесс-туризма характерна также для регионов России, предлагающих лечебно-оздоровительный отдых. И таких санаториев по России немало.
Но как замечает Илья Уманский, глава комитета по внутреннему туризму Ассоциации туроператоров России (АТОР), около 70% потенциальных клиентов, активных и обеспеченных людей в возрасте от 30 лет, не занимаются поисками оздоровительных санаториев в России. Они уезжают отдыхать и лечиться за границу в самые разные страны. При этом зачастую это происходит вовсе не потому, что россияне считают, что за рубежом лучше лечат, просто они ничего не знают о российских санаториях.
Автор этих строк провела опрос среди своих знакомых: выяснилось, что только двое из десяти человек слышали о курорте Белокуриха (это были байдарочники, которые сплавлялись по порогам реки Катунь, и те, кто родился в городах Зауралья). Остальные спросили: сколько стоит волшебный отдых в Алтайском крае, перелет и проживание с лечением? Услышав ответ: в качественном санатории - 2500 рублей в сутки с человека (с питанием и лечением) плюс перелет четыре с половиной часа, билет стоит от 11 до 20 тысяч рублей. Приятели подсчитали и сказали: "Нет, мы лучше в Карловы Вары".
Что же происходит с Россией, которая всегда славилась своими санаторно-оздоровительными учреждениями?
Как считает глава комитета по внутреннему туризму АТОР, отсутствие информации - это не единственная причина, почему активная часть платежеспособного населения страны уезжает поправлять здоровье за рубеж. Он назвал и другую, более глубинную причину непопулярности отечественных санаториев. Государство практически полностью освободило себя от помощи санаторно-лечебным учреждениям. Общая система распределения путевок по линии cоцстраха исчезла. В целом, по оценкам экспертов по линии социальных структур предприятий (исключительно крупных), в санаториях отдыхают всего около 10 -15% населения. Это когда путевку оплачивает предприятие, а врач на основе исследований и анализов дает рекомендации - куда ехать. Остальные отдыхающие - это "коммерческие" туристы. Они-то и определяют цену и качество и выбирают, за что платить. Подавляющее большинство обращается в турфирмы, и менеджер компании советует, в какой санаторий поехать. Но менеджер - не врач. В результате немало примеров, когда, приехав на курорт, человек выясняет, что местные лечебные факторы ему противопоказаны, и, в лучшем случае, он просто отдыхает. Случается и ухудшение здоровья.
По мнению Ильи Уманского, сегодняшние реалии таковы, что в цепочке туроператор - клиент - санаторий отсутствует врач. Эту ситуацию надо кардинально менять, и это уже задача минздравсоцразвития. Ситуация, когда нет врача, который бы рекомендовал клиенту соответствующий его заболеванию санаторий, - недопустима. Интересно, что даже если человек начнет с того, что пойдет в поликлинику к участковому врачу, то чтобы получить документы, в которых ему рекомендован тот или иной санаторий, ему понадобится уйма времени.
При этом сами санатории стремятся заработать деньги, чтобы выжить, поэтому в свою очередь самостоятельно реализуют коммерческие путевки. Интересно, что некоторые санатории с целью рекламы позиционируют себя как спа-курорты, ни слова не говоря о своих лечебных возможностях. Крайним оказывается клиент.