25 элитных столичных православных школ под угрозой закрытия

Невесело начался Новый год для учеников и родителей 25 московских православных школ.

Эти учебные заведения, поставляющие штучных студентов для самых престижных гуманитарных факультетов столицы, оказались на грани закрытия. Причина, несмотря на всю одухотворенность здешних педагогов и учащихся, самая приземленная - деньги.

Между тем, спрос на такие школы, а это, к примеру, класическая гимназия при Греко-Латинском кабинете Шичалиных, гимназия "Радонеж" или Елизаветинская гмназия при Марфо-Мариинской обители, высочайший. Как и уровень сдачи ЕГЭ их выпускниками. До недавнего времени московские власти поддерживали православные школы. С 1990-го года в столице открылось 25 таких учебных заведений, где сейчас учится четыре тысячи учеников. Все так называемые НОУ (негосударственные образовательные учреждения), в том числе и православные, получали из бюджета на каждого ученика такие же деньги, что и обычные государственные школы. Им постепенно снижали арендную плату, а несколько лет назад начали и передавать занимаемые школами здания в безвозмездное пользование. Все это логично соотносится с нынешней образовательной политикой по отношению к некоммерческим негосударственным учебным заведениям, дающим отменные знания. Так в марте минувшего года по итогам совещания о формировании международного финансового центра президент России Дмитрий Медведев дал поручение меру Москвы Сергею Собянину "обеспечить равенство прав и возможностей государственных и негосударственных образовательных учереждений, в том числе в отношении доступа к получению бюджетного и внебюджнтного финансирования". Другой тренд: около 40 негосударственных российских вузов получили недавно право на бюджетный набор студентов.

О том, чем объясняется негуманное решение московских властей по отношению к НОУ, наш разговор с исполнительным директором Совета православных школ Москвы Алексеем Тишутиным.

Элитные школы - это ресторанное меню, верховая езда и этикет для дипломатических приемов?

Алексей Тишутин: Латинский и греческий языки, древнерусская литература, логика и риторика. Это совсем не та "элитарность", на которую вы намекаете. С другой стороны, есть превратное представление, что в православных школах учатся специфические, мягко говоря, маргинальные дети, неадекватные современному миру. Это совсем не так. Ученики блестяще поступают в вузы.

В чем, по-вашему, несправедливость ситуации?

Алексей Тишутин: Родители рады были бы выбрать православную государственную школу, но таких нет. Есть вариант по выбору изучать "Основы православной культуры", но дать полноценое православное воспитание и образование в рамках этого курса нереально. Между тем православные школы являются социально ориентированными, а родители - такими же налогоплательщиками, как и другие граждане России. Значит, должны легко реализовать свое право на общее бесплатное образование. Практика, которая существавала несколько лет в Москве вроде бы эту проблему для родителей сняла. Для православных и других негосударственных школ устанавливался норматив подушевого финансирования. И он в лучшие времена соответствовал финансированию госшкол. Сегодня же финансирование негосударственных школ из городского бюджета сведено к минимуму. А за счет именно этой составляющей православные школы обеспечивали бесплатное преподавание именно тех предметов, которые входят в государственный стандарт - то есть основных базовых дисциплин.

То есть обучение было почти бесплатным?

Алексей Тишутин: Пожертвования со стороны родителей шли на создание дополнительных условий и преподавание специалных предметов, таких, к примеру, как закон божий или старославянский я зык.

В плане финансирования НОУ от государственных школ до недавнего времени не отличались и это было логично, поскольку имеют аккредитацию и обеспечивают получение госстандарта. Правда, в госшколах город оплачивает еще и коммунальные услуги, оборудование и ремонт. Для негосударственных школ этого никогда не предусматривалось. Но финансирование, за счет которого обеспечивался госстандарт, всегда было принципиальным. А сейчас ситуация такая. В новом году, согласно постановлению правительства Москвы N 640 от 28 декабря 2011 года финансирование НОУ будет на уровне прошлого года. Это 63 112 рублей на ребенка. В то время как самая обычная школа, не мудрствующая лукаво над программой, получит до 120 тысячи рублей.

К чему приведет "недофинансирование"?

Алексей Тишутин: Либо мы вынуждены будем ставить перед родителями вопрос о повышении платы. А многие из них многодетные. Либо - потеряем лучших учителей. Зарплата их существенно отстанет от зарплаты педагогов в госшколах. А преподаватели у нас высочайшего уровня.