Намерение рабочих "Уралвагонзавода" пригнать танк в Екатеринбург на митинг в поддержку Путина вызвало на Урале ожесточенную дискуссию. Споры и сомнения, стоит ли с броней поддерживать курс на стабильность, кипят не только в чиновничьих кабинетах, но и на форумах в Интернете.
Одни воспринимают танк как вызов на бой. Другие - доказательством несокрушимости позиции рабочих оборонных предприятий. Позицию, которую впервые за многие годы они решили продемонстрировать, собрав в Екатеринбурге многотысячный митинг. Танк при этом должен стать трибуной для выступающих.
- Ничего страшного не произойдет, - уверял на встрече с журналистами один из инициаторов танкового похода, глава заводского агитационного штаба Андрей Ленда. - Пригоним тихо. Мы наденем на гусеницы резину и новенький Т-90С прямо с конвейера пойдет в город, даже следов не останется. Поставим на площади у вокзала и продемонстрируем - готовы бороться.
Для Нижнего Тагила, где и расположено оборонное предприятие, танк давно уже не просто бронемашина. После всех катаклизмов девяностых этот тяжеловес стал символом.
Самым весомым аргументом уральцев в отстаивании прав на благополучное будущее... В критические моменты жизни города бронемашины из секретных цехов выводили на главные проспекты Нижнего Тагила.
Правда, первыми в мирной жизни стальной аргумент предъявили в 1994 году местные бандиты. Одна из криминальных группировок использовала танк на "стрелке" с залетными бандитами, чтобы конкретно продемонстрировать, кто в здешних местах главная "крыша".Они проникли на испытательный полигон и остановили новенький Т-80 во время производственной обкатки. Заставили вылезти экипаж испытателей и газанули на броне в город. Появление танка на улице тогда шокировало тагильчан, привыкших, что их продукция - большой государственный секрет. Но останавливать машину не рискнул ни один гаишник, а залетные братки, увидев такой аргумент, без слов скрылись с места разборки. Кстати, по некоторым данным, угонщиков так и не задержали и за решетку они угодили совсем по другим делам.
Ровно через год история с громыханием брони по главному проспекту Нижнего Тагила повторилась, но только уже без тени комизма и криминала. На фоне сложившейся социальной обстановки это ЧП выглядело трагичным. Вывел танк на улицы рабочий завода, водитель-испытатель с 20-летним стажем Василий Тронин. Он на Т-80 из секретного цеха поехал за... зарплатой, которую на УВЗ не выплачивали тогда месяцами.
- Это было уже в конце рабочего дня. Выезжаю из цеха на танке, а начальник смены спрашивает: "Ты куда?" "За зарплатой", - говорю. И по газам. Пока он дозванивался до спецслужб, я уже заводские ворота танком проломил и на главный проспект выехал, - вспоминает Василий Тронин.
Впрочем, говорить об этом самом сумасшедшем поступке в своей жизни Тронин, человек по натуре спокойный и рассудительный, до сих пор не любит. Даже спустя столько лет он признался корреспонденту "РГ", что вывел в город танк исключительно от отчаяния и безденежья.
Об отчаянном танковом броске Тронина рассказывали все российские СМИ. Да и как не рассказать, когда после танкового демарша испытателя в течение трех дней всем сотрудникам УВЗ (а работало тогда на заводе до 40 тысяч человек) была выплачена полугодовая задолженность по зарплате. Даже детские пособия семьям выдали - невиданная оперативность! Фраза "Тронин, пора танк выводить!" стала в уральском городе крылатой и не менее узнаваемой, чем сегодняшнее "Тагил рулит!".
Вот только встретиться с самим "танкистом" никто из журналистов не сумел. Соответствующие службы "засекретили" Тронина так, что о его дальнейшей жизни начали складывать легенды. Одни ссылали его в зону, другие - в деревню, на фермерство, третьи кидали в большую политику. Корреспонденты "РГ" единственные сумели разыскать главного "танкиста" Урала.
Оказалось, что Василий Тронин ни скрываться, ни уезжать из родного Тагила не собирался. Живет в квартире, полученной в свое время от родного "Уралвагонзавода" - в обычной девятиэтажке жилого района, в народе именуемого Вагонка. По возрасту уже пенсионер, но продолжает работать. Трудится слесарем на территории все того же УВЗ, правда, в организации, не имеющей прямого отношения к оборонному предприятию.
Статус народного героя Василия Тронина в политику не увел и смущает этого скромного человека до сих пор. Когда на днях к нему пришел представитель музея УВЗ, чтобы вписать в "официальную историю" предприятия, Василий Петрович вконец растерялся. Да и как не растеряться, если тот давний танковый демарш жизнь ему хоть и не переломал, но изменил сильно.
- Я когда за завод выехал, быстро одумался. Решил "кассу не брать" и на танке к заводоуправлению не ехать, а машину на место вернуть. Подкатил к воротам, ведущим на полигон, а меня не пускают. Говорят: "Ты отсюда не выезжал..." Плюнул, ломать еще одни ворота не стал и пошел домой спать. Дома родным ничего не сказал, а в 4 утра за мной пришли из соответствующих органов, - вспоминает Тронин. - Жена в панике, ничего понять не может. А я без всякого сдался. После допроса посадили в изолятор к уголовникам. Причем посоветовали язык не развязывать. Сутки просидел, потом выпустили. Чудом, конечно, не загремел в лагеря.
То, что Василий Тронин называет чудом, на самом деле было рабочей солидарностью. Весь цех встал на защиту сорвавшегося испытателя. Перед прокуратурой заводчане собирали митинги, петицию с десятками тысяч подписей отправили свердловскому губернатору. В итоге от главы области Эдуарда Росселя пришло в правоохранительные органы и дирекцию УВЗ распоряжение: Тронина не трогать! Возбужденное, было, уголовное дело быстро прекратили, не заикаясь даже об условном сроке. Но, отпуская танкиста, следователь предупредил: "Будешь "под колпаком"...
Некоторое время "под колпаком" и работал. Причем все так же испытателем в секретном 130-м цехе. Но вскоре начальник по режиму предприятия втихую распорядился пропуск у Тронина отобрать.
- Я тогда вообще не представлял свою жизнь без танков, потому даже без пропуска пробирался на завод, чтобы вновь управлять этой машиной. Вначале вахтеры понимающе пропускали, но потом сказали "извини", - рассказывает Василий Петрович, показывая нам фотографии тех "боевых" времен. - За 20 лет работы на заводе я испытал, считай, три главные модификации отечественных танков. На этом фото мы еще на Т-72 снялись. А вот здесь я уже обкатываю первые машины Т-90. Модификация именно этого танка сейчас собирается на конвейере УВЗ. На ней и собираются ребята на митинг поехать.
Как выглядят современные Т-90 С, Василий Тронин пытался разглядеть на недавней "прямой линии" с Владимиром Путиным, где рабочие-оборонщики общались с премьером из секретного и некогда родного для Тронина 130-го цеха. В разговор особо не вслушивался, знал, что на заводе дела идут неплохо и конвейер не простаивает, да и "политик из меня никакой" - любит повторять Василий Петрович. Но когда на Вагонке заговорили о готовности выгнать на митинг танк, бывший танкист-испытатель понял: в стороне оставаться не будет.
И сейчас в семье Трониных, как в былые времена, за столом вспыхивают дискуссии, нужно ли выводить танки в защиту стабильности и какие изменения необходимы государству. Вот только о невыплате зарплаты здесь уже не говорят - доход в семье стабильный, нет нужды, как раньше, картошкой из огорода торговать, чтобы хватило на жизнь до зарплаты.
- Выборы - тема горячая, тем более выборы президента. Но с танком я бы не спешил, - признался нам Василий Тронин. - Машина серьезная. Она хоть и железный, но последний аргумент, когда невозможно миром договориться. А вот поддержку стабильности необходимо выражать, но на этот раз я на митинг поеду на автобусе. Рабочие и без танка могут показать, что они сила.