Суд отказался считать вором человека, присвоившего найденный мобильник

Подмосковный суд спас от уголовного наказания молодого человека, подобравшего на улице чужой мобильный телефон.

Детское, казалось бы, правило "что упало, то пропало" на деле оказалось вольным переводом юридических норм. Брать чужие вещи нехорошо, но, как выяснилось в суде, отнюдь не незаконно. Поэтому тюрьма находчивым гражданам не грозит.

Доказать обратное попытались правоохранители в подмосковном городе Волоколамске. Они обвинили в краже молодого человека А., решившего оставить на память потерянный другим телефон. Мысли догнать и вернуть вещь хозяину у подсудимого не возникло. "В ходе предварительного следствия, как следует из обвинительного заключения, было установлено, что подсудимый А., заметив, что у гражданина Р. из кармана выпал мобильный телефон, не сообщил ему о случившемся, а, дождавшись ухода потерпевшего, поднял телефон и присвоил", - говорится в материалах Мособлсуда. На следствии молодой человек не запирался, признал вину и попросил рассмотреть дело в особом порядке, то есть побыстрее. Волоколамский городской суд Московской области признал подсудимого виновным в краже и, казалось, решил судьбу.

Приговоры, вынесенные в особом порядке, отменяются редко. Ведь здесь никто не спорит: одна сторона просит осудить, другая соглашается с обвинением в обмен на скидку в наказании. Вторая инстанция может что-то подправить в техническом смысле, когда, допустим, первый суд не совсем правильно назначил наказание. Однако на этот раз Московский областной суд полностью оправдал подсудимого: обвинительный приговор отменен, дело прекращено. По мнению судебной коллегии, "А. не предпринимал никаких активных действий, направленных на неправомерное изъятие имущества у потерпевшего", а значит, не вор.

Судить его можно разве что с нравственной точки зрения. Отношение к подобному поведению обычно зависит от того, теряет их человек или находит. Когда мы теряем что-то нужное в общественном месте - оставили на скамейке в парке, выронили по дороге, забыли в автобусе - и потом, вернувшись, не находим свою вещь на том же месте, то говорим однозначно: украли. Еще можно сказать: стащили, стянули, умыкнули, но все это синонимы слову воровство.

Если же кто-то находит под ногами что-то хорошее, то говорит - нашел. Проблема в том, что у нас даже отвернуться нельзя, как кто-то "найдет" твои вещи, слишком много у нас граждан с находчивой совестью. Но это вопрос морали, тюрьмой жадность не исправишь. К тому же есть и другая сторона медали: наши правоохранители любят улучшать статистику за счет подобной мелочовки. Поэтому Московский областной суд специально объяснил в своем последнем обзоре судебной практики - присвоение найденного не может расцениваться как хищение чужого имущества.

"Судебная коллегия указала, что согласно статье 227 Гражданского кодекса РФ находка - это обнаружение чужой вещи, которая выбыла из владения собственника помимо его воли. Данная норма закона равным образом применима как в тех случаях, когда нашедший вещь знает, кто является собственником, так и в случаях, когда собственник вещи ему неизвестен", - сказано в документе суда.

По действующему законодательству лицо, утаившее находку либо не заявившее о ней, не несет уголовной ответственности. Вот карманная кража или нападение на владельца с кулаками - это совсем другое дело, здесь суду надо быть строже.

(Извлечение из определения судебной коллегии по уголовным делам Московского областного суда от 21.06.2011 г. N 22-4060.)