В начале февраля начнутся съемки фильма под рабочим названием "Восьмерка". Экранизация неизданной повести лауреата практически всех российских литературных премий Захара Прилепина была адаптирована для кино мэтром сценарного дела - Александром Миндадзе.
"Восьмерка" - это история о четырех юношах, которые в провинциальном городе на рубеже миллениума служат в ОМОНе. Они вступают в противостояние с местными бандитами, когда главный герой влюбляется в девушку местного криминального авторитета. Герои молоды, энергия, которую они сами не знают, куда девать, бьет через край. Их переполняет романтика мужской дружбы и боевого товарищества. Они не хотят мириться с несправедливостью окружающей их жизни.
Алексей Учитель давно следил за творчеством Прилепина и когда-то хотел экранизировать его роман "Санькя", но проект не состоялся из-за независящих от писателя и режиссера обстоятельств. А Прилепин, в свою очередь, - давний поклонник фильмов Учителя. И вот прошлой весной Алексей прочел еще неизданную повесть Прилепина, которая произвела на него такое впечатление, что в течение двух недель был заключен договор на экранизацию, и практически сразу же началась работа над сценарием.
То, что в качестве сценариста был приглашен Александр Миндадзе, - не случайно. Миндадзе и Учитель уже работали вместе над картиной "Космос как предчувствие" в 2005 году. И, когда режиссер прочел "Восьмерку", у него не было других вариантов, кто мог бы еще написать сценарий: с одной стороны, сохранить все ценное, что есть в повести, но при этом и адаптировать ее для кино.
В конце августа уже была выбрана натура - в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Оператором-постановщиком выступит, как и на всех предыдущих картинах Учителя, - знаменитый кинооператор Юрий Клименко.
Совсем недавно завершился кастинг. Главного героя - Германа - сыграет Антон Шагин, его друзей и сослуживцев - Артем Быстров, Павел Ворожцов и Евгений Ткачук. Молодая актриса Дарья Урсуляк исполнит роль Аглаи, главной героини, а Влад Абашин сыграет криминального авторитета Буца.
Еще одна немаловажная роль в картине - машина, на которой ездят герои и которая дала название повести, а затем и фильму - "восьмерка" "Жигули". Было решено отказаться от традиционных способов, когда машину с актерами возят на платформе. В данный момент заканчивается работа над специально переконструированной для съемок "восьмеркой". Она будет оснащена изнутри и снаружи операторской техникой, и сделает возможными правдоподобные съемки не только героев, которые в ней ездят, но и многочисленных экшн-сцен, в которых машина примет участие.
Специально для "РГ" Алексей Учитель и Захар Прилепин рассказали о повести "Восьмерка", создании сценария и подготовке к съемкам:
Алексей, как получилось, что вы решили экранизировать "Восьмерку"?
Алексей Учитель: Мне самому удивительно, как меня зацепила эта повесть. Четыре героя-омоновца, бандиты... Но при всей жесткости и драматичности истории, она оставляет очень светлое чувство. Впервые я встретил современное литературное произведение, в котором герои, очень зависимые от внешних, от государственных обстоятельств, вдруг почувствовали внутреннюю, в первую очередь духовную, свободу. Это состояние я давно не встречал, ни в словах, ни на экране. И именно оно подтолкнуло меня к тому, чтобы делать кино по "Восьмерке".
Что было самым сложным в подготовительном периоде?
Учитель: Как всегда, все. За что не возьмешься: сценарий, организация, кастинг... Недавно я был в Питере - там мы будем снимать, хотя в кадре потом будет большой областной город, - и беседовал с нашим главным каскадером, Олегом Корытиным, с которым мы постоянно работаем. Мы обсуждали различные производственные моменты. И меня совершенно поразило, когда он сказал, что по количеству рискованных сцен "Восьмерка" будет сложнее, чем "Край", где снимались трюки на паровозах. Так что картина будет непростая, и подготовка к ней такая же.
Действительно ли для фильма специально реконструируют машину?
Учитель: Да. Сейчас ведется работа по оснащению "восьмерки" съемочной техникой. С машины срезается крыша, и там будет специальная камера на двигающемся штативе, которая позволит перемещаться внутри машины. Также мы планируем использовать дополнительно очень маленькие камеры, каждая из которых умещается в ладонь, - они будут работать в движении и в сценах столкновений.
Захар, правда ли, что "Восьмерка" - это реальная история, которая произошла с вами?
Захар Прилепин: Все герои имеют реальных прототипов, но как часто бывает, каждый вылеплен из двух-трех человек. Соответственно, сама история тоже объединена из пары разных историй, к одной из которых я имел прямое отношение. Но "Восьмерка" не мемуары, конечно. Или такие же мемуары, как, скажем, "Герой нашего времени".
А вы поддерживаете связь с кем-то из прототипов героев?
Прилепин: Сейчас этих людей разметало как-то. В ОМОНе никто не работает. Все взрослые уже, и мальчики, и девочки. Я их давно не видел, и не хочу. Пусть так и будут молодыми. Мне взрослые неинтересны.
Алексей, а возникали ли сложности во время кастинга?
Учитель: Он был очень непростым. Сначала, как для картины "Пленный", я хотел выбрать совершенно незнакомые зрителю лица, но в результате получился такой средний вариант: Шагин и Ткачук - уже довольно известные актеры, и двое молодых, совсем новых для кинозрителя ребят: Быстров и Ворожцов.
Будут ли актеры, играющие омоновцев, проходить специальную подготовку?
Учитель: Готовиться будут все. Как и перед съемками картины "Край", мы всей группой уезжаем на неделю под Питер и будем там сидеть, проходить сценарий, и параллельно актеры будут готовиться и физически, в том числе у них запланированы специальные каскадерские тренировки. Это такое комплексное вживание в картину. Но, надо заметить, что все ребята в очень хорошей физической форме. Когда они одеты как омоновцы, их от реальных бойцов не отличишь.
А как проходили поиски единственной героини?
Учитель: Безумно сложно. И тут помогла случайность. Мы пробовали и известных актрис, и неизвестных. Сначала мне казалось, что это будет одна из актрис, с которыми я уже работал. Но вдруг нам попалась второкурсница Даша Урсуляк - и она поразила нас. Даже не столько игрой своей, а абсолютной естественностью. Как будто из жизни. И сколько мы ни пробовали ее с разными партнерами, это всегда было хорошо. Конечно, это риск и для меня, и для нее, и для картины. Но мы попробуем. И, я надеюсь, откроем новую звезду.
Захар, а почему вы не стали принимать участие в написании сценария?
Прилепин: Мне самому категорически неинтересно писать сценарии на свои книги. Скучная, не вдохновляющая работа. Я однажды уже делал пьесу по "Санкье" для Кирилла Серебрянникова - ох, и мучился. Лучше что-нибудь новое написать. Сценаристика - другая работа. Я слишком ценю свой текст к тому же, чтобы своими руками его опрощать для кино.
А как вам окончательный вариант сценария?
Прилепин: Миндадзе, насколько я понял, хорошо поработал, хотя поначалу были сложности. Потом, когда работает мастер такого уровня, он неизбежно приносит что-то свое. И мне это, скорей, нравится.
Алексей, по сравнению с "Краем" "Восьмерка", как и "Пленный", довольно локальная история?
Учитель: Не совсем. Это не маленькая картина. Там будут и массовые сцены, до тысячи человек. Это не "Край" и не "Пленный". Она - другая. И по производственным задачам совершенно новая для меня, и в человеческом плане. Ну и про бандитов я еще ни разу не снимал.
А чем эта история будет интересна зрителю?
Учитель: По жанру "Восьмерка" - криминальная любовная драма. Что всегда интересно. Когда я сам себе пересказываю сюжет: милиционер влюбляется в девушку главного бандита города, и начинается война - получается какой-то банальный сериал. Но здесь есть, на самом деле, и "Ромео и Джульетта", и анти-"Бригада", и с "Тремя мушкетерами" очень много буквальных пересечений. Есть и экшн, и романтика. Да, история немного печальная. Но со светлым посылом, прежде всего. Мне кажется, это и важно, и любопытно.
Захар, вот Алексей сравнивает "Восьмерку" с "Тремя мушкетерами". Вы согласны с таким определением?
Прилепин: Это скорее анти-"Три мушкетера". Это повесть об исходе дружбы.
А какая для вас главная мысль в повести?
Прилепин: Литература - это не всегда мировоззрение, иногда это мирочувствие. Мне хотелось передать эти странные, предзимние ощущения последней юности, нежности, бравады, чистоты.
Алексей, в течение какого периода будут проходить съемки?
Учитель: К сожалению, это планирую не я, а актеры. Пятнадцатого мая мы должны закончить съемки полностью, потому что у Антона Шагина начинаются репетиции нового спектакля, которые он и так ради картины перенес на два месяца. К тому же нас подгоняет погода - картина зимняя, новогодняя, и весной уже будет невозможно снимать натурные сцены.
Новогодняя?
Учитель: Да, я хочу для себя поставить эксперимент. У нас новогодние картины всегда определенного свойства: веселые безделушки. Конечно, это тоже необходимый жанр. Но мы вот решили сделать фильм новогодний, но с серьезными обстоятельствами. Мне кажется, что это тоже может быть интересно зрителю. Так что планируем выпускать под Новый год. Другой вопрос, получится ли? В это время в прокате всегда толкотня, да и неизвестно, как прокатчики отнесутся к подобному новогоднему подарку.
Справка РГ
Алексей Учитель - кинорежиссер, продюсер, народный артист России. Родился 31 августа 1951 года в Санкт-Петербурге. Автор нескольких десятков короткометражныхфильмов. В игровом кино дебют режиссера состоялся в 1995. Автор фильмов "Мания Жизели" (1995), "Дневник его жены" (2000), "Прогулка" (2003), "Космос как предчувстувие" (2005), "Пленный" (2008) ,"Край" (2010).
Дважды выдвигался от России на премию "Оскар" в 2000 и 2010 году. Премия Национальной академии кинематографических искусств и наук России "Золотой Орел-2005" "За лучшую режиссуру". Три приза 13-го Международного фестиваля восточноевропейского кино (Коттбус, 2003), в том числе Специальный приз жюри "За выдающееся художественное решение", приз ФИПРЕССИ, приз "Boulder", Премия Российской киноакадемии "Ника": "За лучший игровой фильм года" и многие другие.
Захар Прилепин - писатель, журналист. Родился 7 июля 1975 года в деревне Ильинка Рязанской области. Публикуется с 2003 года. Автор книг "Патологии" (2005), "Санькя" (2006), "Грех", одна жизнь в нескольких рассказах (2007), "Ботинки, полные горячей водкой: пацанские рассказы" (2008), "Я пришёл из России" (2008) ,"Это касается лично меня" (2009), "Леонид Леонов: Игра его была огромна", исследование (2010), "Чёрная обезьяна" (2011). Лауреат премий "Ясная поляна-2007", "Национальный бестселлер 2008", "Супернацбест-2011". А также: "Арт-персона" года по версии радиостанции "Европа плюс", Национальная премия "Лучшие книги и издательства-2010" в разделе "Биографии", писатель года по версии журнала "GQ".