Перед самым Новым годом были утверждены новые границы Москвы, увеличившие ее почти в 2,5 раза.
Город будет расти и дальше. Причем не только вширь, но и вглубь. Департамент градостроительной политики предложил разработать схему освоения подземного пространства Москвы.
Идея не новая. Уже существуют подземные торговые комплексы под Манежной площадью и под зданиями "Москва-Сити". Да и метрополитен, по сути, настоящий подземный город. Но есть и обывательские страхи: не провалится ли Москва, если начнут активно осваивать "минус 1-й этаж"?
С этим вопросом корреспондент "РГ" обратился к директору НИИ оснований и подземных сооружений им. Герсеванова (НИИОСП), доктору технических наук Валерию Петрухину.
Российская газета: Валерий Петрович, много ли в Москве опасных мест, куда лучше не углубляться?
Валерий Петрухин: Вопреки расхожему мнению, в столице грунты неплохие. В Петербурге - гораздо хуже. А самые сложные - жидкие, водонасыщенные - в Сочи, как раз там, где сейчас возводятся олимпийские объекты. Не зря эти участки пустовали. В Москве можно строить практически в любом месте. Другое дело, что где-то выйдет дольше и дороже.
РГ: А как же карсты, плывуны, о которых так много говорят?
Петрухин: Что такое карсты? Через известняки тысячи лет течет вода, она может их промыть - и тогда образуется полость. Но если проект фундаментов сделан профессионально, никаких проблем в процессе эксплуатации зданий не будет. А плывун - просто жидкий грунт. Причем в московской земле под ним - обычно прочный известняк. Если возводят фундамент, плывуны "проходят сваями". В общем, существующие методы геотехники позволяют строить в любом грунте. Главное - учитывать все эти явления при проектировании здания.
РГ: Отчего же тогда случаются провалы в городе? Когда-то на углу Большой Дмитровки и Столешникова переулка образовалась такая яма, что обрушился соседний дом.
Петрухин: Практика показывает, что чаще всего это ошибки проектировщиков или некачественное строительство. Но в аварии на Дмитровке виновных не было. Там прокладывали новый коллектор на большой глубине - метров 20. Чтобы исследовать грунты, бурили скважины - как положено, через каждые 60 метров. Вот в этом зазоре оказалось слабое звено. Под Неглинной улицей, как известно, протекает речка, упрятанная в трубу. У нее когда-то - может, 500 или тысячу лет назад - были притоки. Один такой, под Столешниковым переулком, заполнен песком. По глине проходческий щит прошел без проблем, а в песке провалился. После этого в нормативы внесли изменения: если изыскания проводятся в центре Москвы, то скважины надо бурить через каждые 20 метров. Это, конечно, удорожает работы, но уменьшает риск.
А года три назад возле здания фонда Горбачева, образовалась ямища в несколько раз больше: длиной 30 метров и шириной 10. Там просто схалтурили строители.
РГ: Сколько таких аварий бывает в Москве?
Петрухин: Точно не скажу, в среднем по 5-6 провалов ежегодно. А вот в прошлом году ни одного не было. Но к грунтам эти аварии не имеют отношения. Хотя всякий раз, если просто прохудилась труба и вода размыла грунт, говорят: вот, Москва проваливается.
РГ: Зачем вообще Москве уходить под землю?
Петрухин: А что делать с центром, который не выдерживает транспортных нагрузок? Строительство, даже "точечное", тут сегодня почти не ведется. В пределах Садового кольца машинами запружены все дороги и дворы. Куда их ставить? Два варианта: либо запретить парковки, либо убрать их под землю.
РГ: Но здесь много исторической застройки, в которую нельзя внедряться.
Петрухин: Вы были в Париже? Там под сотнями исторических зданий, даже возле Лувра и собора Парижской Богоматери, - подземные гаражи, паркинги, целые кварталы. Идете по тротуару и даже не замечаете въезды под улицы. В центре Москвы свободной земли уже нет, и она не дешевле, чем в Париже. А возьмите Токио, Осаку, канадские города. Там тоже много подземных сооружений. В США - меньше, а знаете, почему? Тот же Нью-Йорк или Чикаго стоят на скале. Чтобы сделать подземный паркинг, надо рубить камень. Это дорого. Но там, где можно делать подземные паркинги, они есть. Я вообще считаю, что в северных городах, как Москва, где с октября по март особо не погуляешь по улицам, нужны обустроенные подземные пространства. В них должны быть и магазины, и кафе, и другая инфраструктура. Спустились под землю - ни холод, ни дождь - ничто не мешает вам прогуливаться.
РГ: Департамент градостроительной политики уже вышел с конкретным предложением: построить первый подземный квартал в районе метро "Университет". По мнению главы департамента Сергея Левкина, под землей можно создавать и пешеходные зоны: например, под Мосгордумой или улицей Петровка.
Петрухин: Почему нет? Кстати, программа освоения подземного пространства уже разрабатывалась в 2008 году. Тогда помешал финансовый кризис. Сейчас, возможно, дело сдвинется.
РГ: На какую максимальную глубину уйдет Москва?
Петрухин: Глубже 25-30 метров (это высота 7-8-этажного здания) в Москве пока не строят. Экономически нецелесообразно. Первое глубокое строение - торговый комплекс под Манежной площадью.
РГ: Почему там крыша-то течет?
Петрухин: Потому что плохая гидроизоляция. Но опыт приходит. Возьмите "Большую Ленинградку". С точки зрения геотехники фантастически сложный проект. Думаю, один из сложнейших в мире. Под землей - тоннели в несколько уровней, а рядом - мощные "сталинские" дома. Или "Москва-Сити". Уникальный проект, не с чем сравнить даже в Европе. Под центральным ядром выкопан гигантский котлован - примерно 150 на 450 метров. Строительство завершится уже в ближайшее время. Здесь будет мощный транспортный терминал, который свяжет ММДЦ со всеми видами транспорта. Из трех запланированных линий метро одна уже действует. К концу идет и возведение огромного концертного зала.
РГ: А в голландском Амстердаме, например, уже взялись осваивать пространство под реками. У нас это возможно?
Петрухин: Конечно. Одно время обсуждался вариант подводной парковки под Обводным каналом. Мы участвовали в его проектировании. В таком случае река перегораживается, спускается вода, дальше идет обычная стройка - и объект вновь заливается водой. Кроме дороговизны работ, других проблем нет.
РГ: Альтернативы подземной Москве нет?
Петрухин: Почему же? Это надземные мосты, эстакады. За рубежом огромное количество поднятых вверх дорог. Сейчас и московские власти говорят: надо строить хайвеи. Но, представляете, мимо ваших окон будут мчаться машины? Должно быть разумное сочетание: где-то надземное строительство, где-то подземное.
Кстати
По концепции НИиПИ Генплана Москвы, под землю можно убрать 30% предприятий сферы обслуживания, 70% машино-мест, 80% складов.