"Вся королевская рать" - командование объединенных военно-морских сил Евросоюза и НАТО проиграло в чистую войну с сомалийскими пиратами.
В среду стало известно, что власти Сейшельских островов отказались принять 25 человек, подозреваемых в нападениях на гражданские суда, которые находились на борту датского военного корабля "Абсалон". Формальным поводом для отказа стали якобы слишком высокие расходы на проведение процесса над морскими разбойниками. Впрочем, согласись Сейшелы принять захваченных пиратов, под ударом оказались бы торговые суда, которые ходят под флагом этого государства.
Многие эксперты говорят о том, что на практике 90 процентов взятых в плен на месте преступления сомалийцев приходится отпускать. Ни судить, ни содержать их в тюрьме желающих в мире нет. На территории Сомали проводить процессы над пиратами невозможно: в стране идет гражданская война. Источники в ООН неоднократно сообщали о строительстве специальной тюрьмы для морских бандитов. Она должна быть готова к 2013 году. Но более подробные сведения об этом объекте отсутствуют. Не исключено, что тюрьма станет в итоге еще одним не реализованным по политическим или финансовым соображениям ооновским проектом.
Процессы, которые проводили за последние несколько лет над сомалийскими пиратами отдельные страны, не в счет. На скамье подсудимых оказывались единицы из захваченных преступников. Так, пять сомалийцев в апреле вышли на "промысел" на трех лодках. Они увидели большое судно и, не разобравшись, атаковали его. Слишком поздно пираты поняли, что их добыча американский военный фрегат, осуществлявший патрулирование местных вод. Незадачливых грабителей доставили в США, где они были приговорены к пожизненному заключению.
Суд над пятью сомалийцами состоялся в Нидерландах. Их обвиняли в захвате яхты у берегов Танзании. Двое пиратов получили по семь лет тюрьмы, трое других, чье участие в захвате яхты доказать не удалось, по четыре с половиной года. В Париже прошел процесс над шестью жителями Сомали. Они обвинялись в захвате парусного судна, на котором французская супружеская пара возвращалась из Австралии. Преступники требовали выкуп в два миллиона долларов. Французский спецназ схватил похитителей и освободил заложников. Приговор по этому делу еще не вынесен.
Но в большинстве случаев военные отпускают пиратов восвояси. Слишком дорого обходится транспортировка, охрана и проведение суда над сомалийцами в тысячах километров от африканских берегов. К тому же многие страны, чьи суда вместе с экипажами находятся в плену у бандитов, опасаются, что их участие в антипиратских мероприятиях создаст угрозу для жизни заложников.
До сих пор большинство рекомендаций владельцам гражданских судов, чьи маршруты пролегают в опасных водах, сводились к тому, чтобы объединяться в караваны и передвигаться под защитой военных. Ряд стран согласились с присутствием на борту торговых кораблей вооруженной охраны. Однако эти меры не получили широкого распространения. О том, чтобы искоренить морской грабеж, речь, похоже, вообще не идет. Пиратство, как явление, с подачи европейских правозащитников признано едва ли не узаконенной формой социального протеста. Недаром адвокаты пиратов, которых судили в Голландии, напирали на бедственное положение своих подзащитных на родине. Никто в мире публично не предлагает судить морских разбойников по законам военного времени, без присяжных и дорогостоящих адвокатов. Но гуманизм дорого обходится мировому сообществу - ежегодно преступники захватывают около 50 кораблей.
Безнаказанность приводит к тому, что пиратство охватывает все больше социально нездоровых регионов земного шара. Не так давно конференция директоров дунайских пароходств заявила об участившихся нападениях на торговые суда в районе румыно-сербской границы. Но до тех пор, пока на уровне ООН пиратство не будет поставлено вне закона, а задержанных с поличным не будут официально считать военными преступниками со всеми вытекающими из такого статуса последствиями, победить этот вид "бизнеса", дающий его владельцам десятки миллионов долларов, никаким объединенным флотам не удастся.