19.01.2012 07:25
    Поделиться

    Дора Колчина: Сейчас я единственная девушка-кузнец в Красноярске

    В Красноярске она одна такая - с первого класса в кузнице

    Несмотря на все трудности своей неженской профессии, девушка ни о чем не жалеет и гордится выбранным ремеслом.

    Когда-то в детстве 29-летняя красноярка Дора Колчина, будучи разносторонним ребенком, занималась прыжками в воду, спортивной гимнастикой и рукопашным боем, параллельно тяготея к бальным танцам и фигурному катанию. Но в итоге всерьез увлеклась... кузнечным ремеслом. Оно-то и стало главным делом жизни - девушка закончила Институт цветных металлов и золота СФУ и, став мастером по ковке железа, отправилась работать в кузницу.

    Молоток и высший пилотаж

    Сегодня Дора вместе со своим отцом, известным в Красноярске кузнецом с 30-летним стажем Сергеем Колчиным, трудится в лаборатории художественной ковки, что находится при родном вузе. Работать с раскаленным металлом приходится в соответствующих условиях - среди копоти и сажи, под рев пышущего огнем горна. В будущем она планирует организовать для студентов красноярских вузов кружок, где все желающие смогут обучиться ремеслу. Возможно, тогда ряды красноярских кузнецов пополнятся и другими представительницами слабого пола. А пока Дора Колчина одна такая в городе.

    Российская газета: Как так получилось, что вы пошли по стопам отца?

    Дора Колчина: Как-то само собой. Просто к кузнечному делу меня приучили с детства. Примерно с пяти лет я начала ковать в домашних условиях - работала со свинцом, металлом достаточно мягким, не нуждающимся в нагреве, - он пластичен в холодном состоянии. Папа сделал мне наковаленку, дал инструмент, так и втянулась. А уже в младших классах попала в настоящую кузницу. Ковать не ковала, но за процессом внимательно наблюдала. Впервые использовала наработанные дома навыки, непосредственно работая с огнем, в 10 лет. Ковала розочки, листики и прочие вещицы - кузнецы, как правило, начинают осваивать ремесло с подобного рода мелочей. Кстати, многим людям кажется, что любой начинающий кузнец легко и просто может сделать молоток. Это не так. Инструмент из любой железки не выкуешь. Чтобы правильно подобрать материал, необходимо знание теории. Так что у меня сделать первый молоток получилось только после окончания института.

    РГ: А насколько востребовано сегодня кузнечное ремесло?

    Колчина: Уверяю вас, востребовано, и сильно. Мы ведь сегодня переживаем бум строительства. В том числе частного. Владельцы загородных домов заказывают, например, решетки для каминов (простые и с орнаментом), кованую мебель, украшения и прочую утварь. Все это сейчас очень модно. Неслучайно в Красноярске достаточно много, порядка 30 частных кузниц, которые конкурируют между собой, имеют немало клиентов и неплохо зарабатывают.

    РГ: Наверное, есть у вас работа, которой особенно гордитесь...

    Колчина: Да, есть такая. Я любительница дельфинов. Как известно, эти животные по непонятным причинам периодически выбрасываются на берег и погибают. Я изобразила девушку, которая оплакивает погибающего на берегу дельфина. Это мне далось не так легко. В процессе реализации идеи возникла сложность с плавниками - не могла понять, как их ковать. Искала разные варианты. В итоге неожиданно получилось одним нужным ударом четко выковать плавник. Самостоятельное преодоление препятствия стало очень важным моментом для меня. Вообще, работа в кузнице закаляет характер, тренирует волю, учит терпению. Становишься жестче - в хорошем смысле слова.

    Забыть про маникюр

    РГ: В выставках часто участвуете? Люди интересуются коваными скульптурами?

    Колчина: Конечно, хочется, чтобы мои творения были поняты и востребованы. Поэтому несколько раз в год вывожу их на разного рода мероприятия. В прошлом году, например, в пятый раз выставлялась в "Городе мастеров" на фестивале "Саянское кольцо" в Шушенском. Люди кованые изделия с любопытством разглядывают, фотографируют. Однако покупают, в основном, всякого рода недорогую мелочевку - вещи, которые есть в любой сувенирной лавке. Авторские изделия не каждый может оценить. Настоящие ценители редко встречаются.

    РГ: Наверное, основные ценители среди друзей? Часто дарите подарки собственного производства?

    Колчина: Нет, я жадная. Шучу. У всех моих друзей уже есть листики, колечки, подсвечники и прочие сувенирные кованые изделия. Но знаете, хочется подарить человеку не просто безделушку, а что-то такое, что было бы ему близко - по роду деятельности, мировосприятию. А это очень трудоемко и затратно. Во-первых, нужна идея - новая, свежая, никем еще не воплощенная. Какой смысл копировать уже существующее? Во-вторых, требуются материалы и масса времени... В итоге, проще подарок в магазине купить, нежели сделать его своими руками.

    РГ: Что самое сложное в профессии?

    Колчина: Придумать оригинальную идею. А ее воплощение - это уже второй, чисто технический вопрос. Вполне решаемый, если есть опыт и навыки.

    РГ: А орудовать молотком не тяжело?

    Колчина: Это как сказать... С одной стороны, молоток весит полтора килограмма. Так им еще и махать надо, не просто же в руках держать. А с другой - современным кузнецам работать проще, чем их предкам, потому что сегодня часть производства автоматизированно.

    РГ: Все же шум, искры, пламя и дым от горна никто не отменял... На здоровье работа в кузнеце сказывается не лучшим образом, вас это не беспокоит?

    Колчина: Беспокоит. А что делать? Приходится дышать вредными парами, ведь сама такую профессию выбрала. Недавно вот заметила, что палец на руке отказывать стал. Спина еще болит, когда долго работаешь с молотком в полусогнутом состоянии. Кожа, опять-таки, портится. Когда последний раз делала маникюр, вообще не помню. Хотя, честно говоря, очень люблю наряжаться, прихорашиваться. Бывало, прямо с мероприятия придешь в кузницу - при параде, с накрашенными ногтями. Пару часов постоишь у горна и быстренько от всей красоты избавляешься. Ничего, привыкла уже.

    "Хромать" по жизни

    РГ: Представители сильного пола рядом с вами не комплексуют?

    Колчина: Комплексами, может быть, они и не обрастают, но, бывает - удивляются очень. По крайней мере, раньше, в подростковом возрасте реагировали бурно - многие просто не верили, что такое возможно. Приходилось доказывать - звать в кузницу на экскурсию. А сейчас я без пяти минут замужем. Будущий супруг к моей профессии нормально относится, а до остальных мужчин мне и дела нет.

    РГ: Кстати, ваш отец, Сергей Анатольевич, рассказывал о происхождении фамилии Колчин. Образовалась она, скорее всего, от слова "колченогий", то есть хромой. А самый знаменитый хромой носил имя Гефест и был он богом кузнечного дела. Вы после свадьбы планируете менять фамилию?

    Колчина: Однозначно - нет. Я так будущему мужу и сказала. Он, конечно, обижается, спорит со мной. Я объясняю, что добилась успеха в жизни, будучи Колчиной, поэтому ей и останусь. Это железно.

    РГ: Не думали о том, чтобы других людей кузнечному ремеслу обучать?

    Колчина: Есть мысли открыть на нашей кафедре что-то вроде кружка, где не только студенты, но и люди, не имеющие отношения к вузу, смогли бы научиться кузнечному делу. Хотя бы его азам. Но это планы на будущее. Насколько удастся их реализовать, пока сложно сказать. Будем обсуждать этот вопрос с руководством СФУ.

    РГ: Помимо кузнечного ремесла, есть у вас увлечения?

    Колчина: Конечно. Я вяжу, шью, плету из бисера, крестиком вышиваю. Недавно занялась скорняжным делом, потихоньку осваиваю резьбу по дереву. Сложно, конечно, объять необъятное и все успеть. Но ведь так хочется. Была б возможность, я бы купила время, честное слово.

    Компетентно

    Сергей Колчин, руководитель лаборатории художественной ковки кафедры обработки металлов давлением ИЦМиМ СФУ:

    - Кузнечное ремесло, как известно, - одно из древнейших. Его уникальность в том, что все технологии и приемы ковки пришли к нам из глубокой древности и до сих пор используются в "первозданном" виде. Причем неважно, занимаешься ты ковкой художественного произведения или простейшего элемента для обычного забора - операции с металлом те же самые. Все в кузнечном ремесле придумано уже тысячу лет назад, и никакие нано-технологии кузнецам объективно не нужны. Это как с шахматами. Можно их усовершенствовать? Да, конечно. Поменять, например, количество клеток и фигур. Но принцип-то игры останется неизменным.

    Поделиться