Государственная жилищная инспекция Свердловской области опубликовала антирейтинг управляющих компаний, сформированный по итогам четвертого квартала 2011 года. В перечень попали те компании, которые за отчетный период выполнили менее 80 процентов предписаний Госжилинспекции и имеют много негативных отзывов жильцов. Всего таких УК в Свердловской области 17, а в тройку лидеров вошли крупнейшие екатеринбургские: "Стандарт", "Чкаловская" и "РЭМП УЖСК".
Ежеквартально оглашать списки недобросовестных управляющих компаний распорядился губернатор Александр Мишарин еще в августе прошлого года. Он заявил тогда, что каждое второе обращение граждан, поступающее в адрес главы региона или правительства, так или иначе касается ЖКХ, и поэтому нужно установить в области строгий контроль над этой сферой, как государственный, так и общественный. На Госжилинспекцию возложили обязанность регулярно составлять списки проштрафившихся УК.
Инструментов для наказания недобросовестных коммунальщиков у властей нет. Однако публикация подобных антирейтингов срабатывает как прилюдная порка. Как правило, управляющие компании, чтобы вновь не оказаться в черном списке, активизируются и стараются исправить недочеты в работе. К примеру, возглавлявшая список по результатам третьего квартала 2011 года управляющая компания "Верх-Исетская" теперь туда уже не попала. Чиновники Госжилинспекции и министерства энергетики и ЖКХ такие результаты считают своей заслугой и показателем эффективной работы созданного механизма.
Однако руководители управляющих компаний эту точку зрения не разделяют. Например, Елена Малахова, генеральный директор одной из УК, считает, что авторы антирейтинга слишком односторонне подошли к его созданию, включив туда только управляющие компании и совершенно забыв о других занятых в сфере ЖКХ структурах.
- Конечно, легко сделать замечание, что у нас в одном из домов затоплен подвал, и на этом основании впоследствии включить УК в черный список. Но кто будет разбираться в причинах? - вопрошает Малахова. - Почему в подобных антирейтингах не фигурируют водо- или теплоснабжающая компании? Почему они систематически, из года в год, затапливают подвалы и остаются безнаказанными, а управляющая компания подвергается публичному порицанию?
Некоторые горожане к опубликованному антирейтингу тоже относятся с недоверием. Например, Андрей Катаев, житель многоэтажки, которая обслуживается управляющей компанией, попавшей в тройку "лидеров", недоумевает: мол, никаких претензий к компании никогда не имел, двор содержится в чистоте, недавно сделали стоянку под авто, подъезды регулярно ремонтируют. Так что сказать, что УК работает плохо, нельзя. И все-таки в топ антирейтинга она попала. Почему? Напрашивается ответ: возможно, существующая система оценки качества работы УК далека от совершенства.
Директор управляющей компании Алексей Филиппов поддерживает эту точку зрения. Он считает несправедливым то, что работу управляющих компаний оценивают исключительно по количеству жалоб и предписаний. Ведь есть и другие показатели, говорит Филиппов, например, эффективность экономической деятельности, наличие или отсутствие долгов перед поставщиками ресурсов и так далее. Существующий сегодня подход к оценке, по его мнению, отнюдь не является стимулом для самосовершенствования. Часто незаслуженная публичная порка, наоборот, отбивает всякое желание работать на совесть.
Недоработанность системы оценки УК отчасти признают и сами чиновники.
- Чем крупнее управляющая компания, чем больше домов она обслуживает, тем большее количество жалоб в ее адрес следует ожидать, - говорит министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов. - Поэтому мы приняли решение со временем перейти в оценке на удельные показатели: например, количество жалоб на тысячу квадратных метров обслуживаемого жилья.
И все-таки чиновники настаивают: публиковать списки недобросовестных управляющих компаний необходимо. И если одна и та же УК из квартала в квартал попадает в черный список - это повод для жильцов задуматься, стоит ли с ней сотрудничать в дальнейшем.
Между тем
Собственные антирейтинги управляющих компаний ведут и поставщики энергоресурсов. К примеру, областная энергосбытовая компания составляет такой черный список ежемесячно начиная с лета 2009 года. Туда попадают управляющие компании, которые вовремя не рассчитываются за потребляемую электроэнергию. Антирейтинг ежемесячно публикуется в СМИ и на сайте сбытовой компании. Как отмечает руководитель пресс-службы компании Ольга Воробьева, этот инструмент довольно эффективен. Компании-неплательщики, выставленные в неприглядном свете, стараются как можно скорее выполнить свои обязательства: стремятся урегулировать спорные вопросы с поставщиком ресурсов, изыскивают средства на погашение задолженности.