Что происходит вокруг статуса русского языка в Киргизии

Законодатели Киргизии вновь поднимают вопрос о применении русского языка.

Громким скандалом закончилась прошлая неделя в парламенте республики. Урулкан Аманбаева, депутат от фракции "Республика", едва ли не самой большой в правительстве (лидер партии Омурбек Бабанов, напомним, занимает пост премьер-министра), выступила с резкой критикой чиновников, говорящих перед народоизбранниками на русском языке.

Аманбаеву поддержала представительница оппозиционной фракции "Ата-Журт" Надира Нарматова. Она потребовала, чтобы всех докладчиков, выступающих в парламенте, обязали говорить с трибуны только на киргизском языке. Исключительно на нем же, как заявила депутат, следует вести делопроизводство. Двуязычие, закрепленное в конституции республики, по ее мнению, препятствует развитию киргизской речи.

С аналогичным заявлением выступила и член фракции "Ар-Намыс" Камила Талиева.

Часть парламентариев не поддерживает подобных инициатив. Вице-спикер Бодош Мамырова, к примеру, напоминает, что русский имеет в Киргизии статус официального и это закреплено в конституции. По ее мнению, госслужащие имеют право говорить на том языке, которым владеют лучше. С ней согласна депутат от фракции СДПК Ирина Карамушкина. "Киргизский язык развивать необходимо, но не за счет ущемления русского, нарушая права граждан, им владеющих", - считает она. Карамушкина намерена сделать запрос в Генеральную прокуратуру по поводу исполнения закона об официальном языке.

Правозащитники требуют от спикера принять меры в отношении Аманбаевой. Гражданские активисты полагают, что парламентарий нарушает конституцию, согласно которой "никто не может подвергаться дискриминации по признаку пола, языка, этнической принадлежности"

- Депутаты содержатся на средства налогоплательщиков, представляющих многонациональный народ Киргизстана, - заявляют в Коалиции "За демократию и гражданское общество". - Обращаемся к спикеру с призывом впредь принимать незамедлительные меры в отношении депутатов, нарушающих нормы конституции и посягающих на права и свободы граждан.

На провокационные выступления поборников моноязычия руководство парламента предпочитает не реагировать. Политическое руководство вполне понимает неоспоримый факт: вялотекущая кампания против русского языка ущемляет интересы не только его непосредственных носителей, но и подавляющей массы населения.

Русский по-киргизски

В министерстве образования отмечают крепнущий интерес к русскому языку на территории всей республики.

- Даже в отдаленных селах страны, где практически не сохранилась языковая среда, русский становится все более востребованным, - сообщает главный специалист управления дошкольного и школьного образования ведомства Раиса Тайболотова. - Сегодня в русскоязычных среднеобразовательных учреждениях Киргизстана учатся свыше 280 тысяч ребят. Это около 28 процентов от общего числа школьников. Однако количество детей, стремящихся получить образование на русском, ежегодно увеличивается на 5-6 тысяч. Более того, жители многих отдаленных районов республики просят, чтобы у них открыли школы или классы с русским языком обучения.

Причина такой тяги к языку Пушкина и Лермонтова, как считает Тайболотова, - перспективы, которые он открывает.

- Люди уверены, что для самореализации необходимо знание не только государственного, но и официального (русского) языка, - полагает специалист. - Ведь для Киргизии он не только служит языком межнационального общения, но и имеет некую экономическую подоплеку. Знание русского помогает нашим мигрантам быстрее адаптироваться в России, Казахстане и других постсоветских странах, найти более высокооплачиваемую работу.

Почему закрываются русские школы?

Ответить на этот вопрос корреспонденту "РГ" попыталась заместитель директора нарынской средней школы-гимназии N2 имени Чкалова Ольга Липеева.

- Поколение молодежи, совсем не говорящее на русском, выросло из-за того, что власти республики бросили все силы на возрождение киргизского языка, хотя в отдаленных районах угрозы его исчезновения никогда не существовало, - считает она. - Что касается нашего региона, результат налицо: многие русскоязычные школы закрыты. В Нарыне из девяти осталась только одна. В целом по области - всего пять. Высококвалифицированные педагоги покинули страну, продолжают сокращаться часы русского языка и литературы в учебных планах, предложенных министерством образования.

Несколько лет назад такое положение русского языка в Киргизии казалось невозможным, но факты - упрямая вещь: максимальное сужение русскоговорящей среды привело к резкому снижению уровня владения языком. Также настоящей проблемой стали дефицит и текучесть педагогических кадров.

Большинство нарынских школ пользуются старой литературой советского периода, да и той катастрофически не хватает. Посольство России всячески старается обеспечить нас современными учебниками, но потребности это полностью не удовлетворяет. Кроме того, для наших школьников такая литература порой слишком сложна, так как русский для большинства их по сути иностранный.

Наша школа практически самостоятельно собирает книжный фонд. Деньги, которые платят родители ежемесячно, направляются на пополнение библиотеки.

Отрадно, что многие родители ведут своих детишек обучаться русскому, поскольку понимают: владение им дает чадам возможность найти себя в современной жизни, прокормить семью, выехать за пределы страны. Конкретным примером тому стало открытие в сентябре этого года первого русского класса в селе Ача-Каинды Ат-Башинского района. До этого времени ребята, желавшие обучаться на русском языке, вынуждены были преодолевать расстояние в четыре километра от села до райцентра.

комментарий

Гульжигит Соронкулов, заместитель министра образования Киргизии:

- Уже полтора века русский в республике является языком межнационального общения. В годы независимости за ним закреплен официальный статус. Но, увы, он начал терять ту нишу, которую занимал еще лет пятнадцать назад. У учащихся в сельской местности и отдаленных районах заметно снизился уровень языковой подготовки. Поэтому сегодня необходимо поднимать уровень знания русской речи, учитывая при этом социально-экономические и культурные особенности региона. Эта задача частично решена изданием новых, адаптированных к киргизским условиям российских учебников.

Тем не менее, в образовании русский активно применяется. Молодежь сама тянется к его изучению. Нельзя не отметить вклад российской стороны. Так, Киргизско-Российский славянский университет совместно с посольством РФ уже десять лет проводит летние курсы повышения квалификации для учителей русскоязычных школ. Сегодня в них приняли участие более 1,2 тысячи педагогов.

Россия помогает нам и в непосредственной подготовке специалистов. В рамках двусторонних соглашений мы ежегодно получаем более ста бюджетных мест для обучения в вузах РФ. Кроме того, благодаря федеральным программам каждый год 5-10 киргизских учителей выезжают на стажировку в страны СНГ.

Нашим детям предоставляется возможность получать аттестаты российского образца - по программе правительства Москвы. Они могут обучаться дистанционно - через Интернет - в школах Златоглавой. В 2011 году все 19 школьников, поехавших в Москву на аттестацию в рамках программы, успешно сдали выпускные экзамены.

Многонациональную Киргизию объединяет русский язык.