Появилась очередная "сенсационная" информация о том, что военное ведомство с 2014 года отказывается от закупок отечественных бронеавтомобилей "Тигр" и полностью переходит на итальянские IVECO LMV M65, переименованные у нас в "Рысь". Переименование произведено исключительно для того, чтобы не раздражать слух патриотично настроенных граждан. В целом же машина со звучным русским именем - типовая итальянка, стоящая на вооружении многих армий.
Спор о том, что же лучше - "Тигр" или "Рысь" - идет уже несколько лет. Хотя предмета для дискуссий просто нет. Минобороны действительно сделало ставку на иномарку. Идея была в том, что западные автопроизводители передадут нам самые передовые технологии, на базе которых и в нашей стране удастся наладить выпуск военной автотехники мирового уровня. При этом топ-менеджеры военного ведомства подошли к военной продукции с чисто гражданскими мерками. По их логике, если в нашей стране ни во времена существования СССР, ни сейчас так и не смогли разработать и наладить серийный выпуск легковых автомобилей, сравнимых с мировыми аналогами, то такая же ситуация и в военном автомобилестроении. Значит, надо вспомнить давний пример ВАЗа, то есть купить в Италии приемлемый броневичок, построить завод по его производству и уже на базе западных технологий творить что-то свое.
Броневик купили, а вот насчет строительства завода пока договориться не удалось. Итальянцы поставляют фактически готовую машину в частично разобранном состоянии - вот и все технологии. Впрочем, само сравнение военного и гражданского автопрома не корректно.
Как раз военные автомобили еще в СССР были очень высокого качества. И в России традиции создавать колесные машины цвета хаки лучшими в мире сохранились. В конце прошлого века одними из лучших бронетранспортеров в мире считались советские БТР-80. А тяжелый грузовик "Урал" мог дать в экстремальных условиях фору любому американскому автомобилю такого же класса. Да и старенький УАЗ-469 обладал ходовыми качествами даже лучшими, чем значительно более новый и мощный "Хаммер".
Новый век выдвинул новые требования. В частности, возникла потребность в бронированных джипах. Появился русский "Тигр". Эту машину сейчас заказывают все силовые ведомства. Но только минобороны почему-то в своем техзадании заказало выпуск машин третьего класса защиты. А вот МВД и ФСБ берут и 4-й, и 5-й. Парадокс в том, что заказав пониженный уровень бронирования, минобороны потом и обвинило же разработчиков "Тигра" в слабой их защите. В пример поставили итальянцев, у них, мол, 5-й класс, а весит IVECO на несколько сот килограммов меньше.
Для сравнительных испытаний были закуплены две итальянских бронемашины. Тестдрайв проводили специалисты 21-го НИИИ МО РФ. По основным ТТХ итальянский бронеджип уступил русскому "Тигру". Выиграл он по броне. Был подтвержден 5-й класс защиты. Но, стоит повторить, класс защиты отечественного автомобиля был таким, каким его заказало министерство обороны.
Кроме того, боевую машину надо оценивать по комплексу характеристик, а не только по защите. И здесь положение дел совсем не в пользу иномарки. У "Рыси" при весе 7,2 тонны двигатель мощностью 190 л.с., и сама машина не обладает никаким модернизационным потенциалом. Это законченный продукт. У почти восьмитонного "Тигра" последних модификаций 6-го класса защиты мощность отечественного(!) дизеля около 400 л.с., и машина имеет очень хороший модернизационный потенциал. Кстати, если говорить о ходовых качествах. На выставке вооружений, проходившей в минувшем году в Нижнем Тагиле, итальянка под именем "Рысь" на тренировочном пробеге безнадежно застряла на не очень сложной автомобильной трассе. Через пару дней, при показе первым лицам государства, "Рысь" пугливо объезжала полосу препятствий, что вызвало гнев начальника ГАБТУ. Ну и что? Все равно она в любимчиках.
Стоит сказать, что русского "зверя" оценили практически во всем мире. Заказы на сотни машин поступают из стран Африки, Латинской Америки, Азии.
Гособоронзаказ на "Тигры" есть и в России. Информация о том, что минобороны с 2014 года отказывается от этих машин верна в том смысле, что к этому времени завершатся испытания броневиков нового поколения - легкого "Волка" и тяжелого "Медведя". Наверное, сохранив какие-то преференции для "Рыси", военные будут просто вынуждены взять на вооружение новые отечественные автомобили. Просто потому, что они превосходят зарубежные аналоги практически по всем параметрам, в том числе и по защите. МВД и ФСБ тоже внимательно присматриваются к "Волку" с "Медведем", но и от "Тигров" отказываться не собираются.