Чтобы успешно конкурировать в мировом масштабе, любое государство ставит сейчас во главу угла свода законов о труде качественные показатели. Россия и Беларусь - не исключение. А Союзное государство стремится гармонизировать эту деятельность.
В России несколько лет назад был реформирован Трудовой кодекс, с целью повышения мотивации к качественному труду и тем самым к улучшению качества самих услуг. Но при этом не уходит на задний план и такая важнейшая социальная функция, как повышение оплаты труда работников.
- Сейчас в структуре оплаты труда в бюджетной сфере примерно по 40 процентов приходится на должностной оклад и стимулирующие выплаты, а оставшиеся 20 процентов - на компенсационную часть, - говорит директор департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России Наталия Жарова. С ней корреспондент "СОЮЗа" побеседовал на экспертно-медийном семинаре "Равные права граждан Союзного государства: реформы в оплате труда", организованном в Минске при участии Постоянного комитета Союзного государства.
- На 30 процентов был увеличен сам фонд оплаты труда, - продолжает Наталия Жарова. - Установлены четкие показатели работы специалистов и руководителей. Оплата труда управленцев поставлена в прямую зависимость от зарплаты всего коллектива. В результате качество работы значительно улучшилось, а следом возросла и зарплата - в здравоохранении на 34 процента, в образовании - более чем на 26, в сфере спорта - на 29,6 процента...
Этот опыт вызвал живой интерес белорусских коллег. Ведь они сейчас также активно реформируют государственную систему оплаты труда. Это важно как для бюджетной сферы, охватывающей более миллиона человек, где заработки традиционно ниже, так и для реального сектора экономики.
- Поставлена задача максимально снять административные барьеры и ограничения, - поясняет первый замминистра труда и соцзащиты Беларуси Петр Грушник. - С середины 2011 года единая тарифная сетка приобрела рекомендательный характер. Это снимает многие формальные преграды на пути к более высоким и мотивированным заработкам. Пока, правда, новыми возможностями воспользовались лишь несколько процентов предприятий и организаций...
На очереди усовершенствование системы оплаты труда руководителей коммерческих организаций. Если в России в этой сфере действует только одно ограничение - минимальная оплата труда работника, то в Беларуси сохраняется обязательное соотношение средних зарплат руководителя и остального коллектива.
Основной акцент сделан на изменении мотивации труда. Новацией является применение краткосрочных и годовых бонусов для руководителей коммерческих организаций.
Все это чрезвычайно важно. Ведь в условиях Союзного государства границы между Россией и Беларусью фактически нет. И их граждане свободно выбирают на территории от Бреста до Курил место работы, исходя в первую очередь из суммы возможного заработка. Так что зачастую предприятиям и организациям, помимо прочего, приходится конкурировать за рабочих и специалистов, особенно высокой квалификации. Правда, сколько конкретно белорусов работает в России и наоборот, узнать не удалось. Границы между союзными странами фактически нет, официальный учет "иностранцев" работодатели не ведут. И вполне обоснованно. Если мы стремимся создать единое государство, то зачем искусственно делить рабочую силу? Тем не менее ситуацию о работе соотечественников в сопредельном государстве, конечно, знать надо, и прояснит ее опрос владельцев домовладений, намеченный в Беларуси на 2012 год. По предварительным оценкам, в России работают около 60 тысяч белорусских граждан. Многих прельщает более высокий уровень оплаты. Бывает, жители приграничных мест ежедневно ездят на работу в соседнюю страну, что на бытовом уровне уже воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Оборотная сторона этой медали - работа без юридического оформления, что наиболее распространено в строительной сфере. Выравнивание условий труда и его оплаты снижает остроту проблемы, гарантируя на родине достойное существование работнику и его семье. Беларусь, в свою очередь, также способна предложить выгодные условия труда для россиян. К примеру, на строительстве своей первой АЭС или на любом из многих других совместных инвестиционных объектов.
С нынешнего года и Казахстан отменил квоты для желающих из Беларуси и России поработать на его территории. Не нужно теперь получать и соответствующие разрешения. Также работники из стран единого экономического пространства и их семьи освобождены на 30 суток от постановки на миграционный учет, сообщила министр по делам экономической интеграции Казахстана Жанар Айтжанова. Поле для совместной работы стало еще шире.
Сергей Заболотец, руководитель представительства Постоянного комитета Союзного государства в Беларуси:
- Чтобы не было неоправданного перетока трудовых ресурсов, надо выработать гармонизированные условия труда и его оплаты. При равном вкладе люди должны получать равную и достойную компенсацию за него. Это сфера специфическая, но очень важная. Благодаря выполнению союзных программ разработаны 30 проектов законов, проведены 22 мероприятия по охране труда. Рынок труда и жизнь, трудовые отношения, социальная защита работников и многое другое постоянно находятся в центре внимания Союзного государства и его Постоянного комитета.
Правовой основой для обеспечения реального равенства граждан наряду с Договором о создании Союзного государства является Договор между Беларусью и Россией о равных правах от 25 декабря 1998 года. 29 марта 2007 года вступил в силу Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения. С 2008 по 2010 год выполнялась уже вторая союзная программа совместной деятельности по сближению законодательства в социально-трудовой сфере и уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России. В ноябре 2010 года состоялось совместное заседание коллегий профильных министерств двух стран в сфере труда и соцзащиты. Выработаны десятки рекомендаций, направленных на сближение законодательства в этой области.