Свой съезд партия "Правое дело" хочет провести до президентских выборов, 24 февраля.
Вчера в Москве руководство партии сперва мирно заседало на федеральном политсовете, потом собралось на московскую партконференцию, но за официально-гладкой рабочей повесткой опять скрывается тихая борьба за лидерство в "Правом деле". Первый кандидат, еще в декабре заявлявший о желании заменить Андрея Дунаева на посту лидера, руководитель подмосковного отделения "ПД" Борис Надеждин, через пару недель передумал так, что вообще ушел из партии.
Сам Дунаев на вопрос о том, не планирует ли он воспользоваться предстоящим в конце февраля съездом партии, чтобы отдохнуть, со вздохом ответил: "Я не держусь за кресло, но партия в такой ситуации, что если сейчас ухожу я, то она лишается даже права подписи. На съезде этот вопрос, конечно, можно решить, и если появится какое-то лицо достойное, которое будет готово возглавить "Правое дело", я с удовольствием уступлю эту позицию и пойду на заслуженный отдых". Возможно, этими же мотивами он руководствовался и когда принимал решение уйти с поста руководителя московской парторганизации "правых", хотя сам утверждает, что текучка просто мешает совмещать две позиции, а для столичных партийцев сумели подобрать очень подходящую кандидатуру, никем не ангажированную, - Олега Журавского (заседание прошло в Москве поздно вечером). Дунаев утверждает, что партия общается со многими известными оппозиционерами, но фамилий не называет.
- Лидеры не появляются ниоткуда, лидерами становятся, - возражает рядовой член партии Андрей Богданов, которого всегда обвиняли в том, что он контролирует треть отделений в "ПД", - люди в партии собрались самодостаточные, понимают, как они хотят жить, и неправильно кого-то на стороне искать, звать на царство, что за средневековая дребедень, прямо как когда Рюриковичей звали на царство.
Богданов предлагает на первом этапе съезда устроить праймериз: "Определить там кандидатов на пост председателя, потом они проехались бы по регионам, встретились с региональными организациями, пообщались с рядовыми членами партии, а второй этап съезда провести где-нибудь в конце лета".
Правда, ситуация с региональными отделениями в "Правом деле" не менее странная. Вот как, по словам Надеждина, это происходит в Подмосковье: "Я хоть и вышел, но моя команда там осталась - 4 марта в Подмосковье местные выборы, там участвуют мои товарищи. И хотя политически я вышел, организационно всю эту машину удерживаю я, и эта машина вслед за мной перейдет в ту партию, куда перейду я". Видимо, поэтому Дунаев рассказал "РГ", что "правым" в регионах оставлена полная свобода самостоятельно решать, кому оказать технологическую поддержку "на президентских выборах, в случае если к ним обращаются за какой-либо помощью, будь то сбор подписей или работа наблюдателем". При этом до съезда "ПД" должно серьезно обновить кадровый состав руководителей парторганизаций.
Что же касается слухов о финансовом банкротстве "Правого дела" и ее возможной ликвидации, то и Богданов, и Дунаев их решительно опровергли. Однако Борис Надеждин сомневается, что сейчас кто-либо вообще захочет пойти в "Правое дело", как, впрочем, и в любую другую партию - все демократически настроенные политики будут ждать итогов президентских выборов: "Очень важно сейчас, чтобы не появились отдельные партии Надеждина, Рыжкова, Навального - надо, чтобы партия была одна".