Сергей Светлаков - актер и шоумен, родившийся в Екатеринбурге, сын рабочего мукомольного завода и инженера по грузоперевозкам, участник команды КВН "Уральские пельмени" - по своей сути вовсе не "пельмень". Звезда проекта "Наша Russia", программы "Прожекторперисхилтон", драматический актер, сыгравший в картинах "Бедуин", "Елки", готовит в новом году собственное шоу и думает над предложением сниматься в сиквелле "Белого солнца пустыни". А вчера на экраны вышел фильм "Камень", где он не только сыграл, но еще и выступил продюсером.
Вы ездили по стране с промо-туром этого фильма. Я посмотрела трейлер и решила: не мое кино.
Сергей Светлаков: А как вы можете сказать, не глядя - ваше кино или нет?
Интуитивно. Вы мне понравились в роли врача, который лечит безнадежно больных детей, в фильме Игоря Волошина "Бедуин" (в прокате с 16 марта - Прим. С.А.). И в "Елках". Но в "Камне", может быть, вы и гениально сыграли маньяка...
Сергей Светлаков: После выхода этого фильма зрители будут делиться на три категории: люди, которых я "сломал" на 15-й минуте, на 42-й минуте, и люди, которых я не смог "сломать".
Что вы вкладываете в понятие "сломал"?
Сергей Светлаков: То, что они перестанут смотреть на меня, как на актера, к которому приросла юмористическая маска. Первые 15 минут мне привычного отношения не избежать никак. Для того чтобы воспринимали моего героя, как драматического, я исхожу не из нуля, а из минуса. Но я знаю, что зрителей "пробивают" проекты, в которых я участвую. Люди на меня смотрят и начинают улыбаться...
Вы, наверное, слышали известное высказывание, что человек, который изначально смешит, никогда не заставит поверить, что он - серьезен.
Сергей Светлаков: Кто-то сказал, а Юрий Никулин сделал! У меня - другие примеры - фильм "Двадцать дней без войны". И после этого все фразы и поговорки, в том числе и народные, исчезают. Просто надо быть гармоничным. Не мне судить, справился я с ролью или нет. Почему я зову людей в кино? Не только потому, что я - продюсер и играю главную роль. А еще оттого, что история - настолько сильная, что вечер после просмотра вы посвятите тому, что будете о ней думать и разговаривать об этом со своими друзьями.
"Камень" - триллер. У нас вообще не умеют снимать такое кино!
Сергей Светлаков: А вот вы придите! Нельзя говорить "гоп", пока не перепрыгнешь. Надо через этот костер вначале прыгнуть, а потом сказать, понравилась эта славянская забава или нет. Потому что невозможно из окопа не вылезать. Мы тогда никогда не выйдем в жанровое кино.
Вот вы сегодня сниметесь в жанровом кино, а завтра - в очередных "Яйцах судьбы". Или с подобными картинами вы закончили?
Сергей Светлаков: Во-первых, я ни от чего не застрахован. Во-вторых, юмором буду заниматься обязательно. Что касается "Яиц судьбы", то не считаю для себя это каким-то провалом. У меня есть свобода выражения. Я этим кино не горжусь. Но это - не позор! Мы начинали делать эту работу с благими намерениями. Потом у нас случился некий сбой в творчестве и коммуникациях. Перед нами стояла задача - перенести на киноэкран телевизионный формат программы "Наша Russia". Да, многие вещи у нас не получились. Но я видел немало людей, которым это кино нравится.
Хорошо, за "Яйца судьбы" вам не стыдно. Но за "Бриллиантовую руку" в современном варианте говорили, что стыдно.
Сергей Светлаков: Да, говорил. Но опять же о проекте в целом - если его смотреть все два часа, то это - очень унылое мероприятие. Из двух часов сцены, где я работал, заняли минут 12. Я появлялся раза три, и за свою работу отвечаю, при том, что все импровизационно придумывал на площадке, и с юмором могло бы быть и получше. От этого проекта я поначалу отказался. Но потом встретился с хорошим режиссером - Михаилом Хлебородовым (первый эпизод мы снимали с ним), и мне было сказано, мол, ты не понимаешь, какая за этим стоит память! Говорили так: мы соберем всех, кто имел отношение к "Бриллиантовой руке", у нас будет гигантский проект, связанный с тем, чтобы помочь людям вспомнить советское кино, и твоя работа - это твоя гражданская позиция.
То есть надавили на совесть?
Сергей Светлаков: Я на чистом глазу это принял и все старался делать добросовестно. Придумывал юмор по ходу дела на площадке, потому что на бумаге ничего не было. И вот тут я не сказал "Нет!". Все надеялся, что что-то вылепится.
"Наша Russia" - с этого все начиналось. Вот сколько лет уже идет программа. У вас нет ощущения, что она...
Сергей Светлаков: ...выпала из времени? Нет, абсолютно! Пятый сезон! Можно даже посмотреть по рейтингам - как люди начали настороженно смотреть проект и как потом все завертелось. Сейчас в нашей стране нет ни одного человека, который бы не видел "Наша Russia". Крикни в толпу: "Тагил рулит!", и тебе ответят. Или начнешь картавить и говорить как герой Бородач - тебя поддержат смехом. Эти программы - хиты Интернета. И на многотысячных стадионах, где иногда приходится выступать, одна фраза из "Наша Russia" влечет за собой овации на несколько минут. Потому что людей "пробил" этот проект, в том числе и пятый сезон, в который мы еще какие-то свои социальные вещи протащили. Я играю, например, врача, у которого есть бесплатный и платный больной. И играя скетчи, понимаю, что сейчас делаю то, о чем хочу говорить. Только объясняю это другим языком - когда можно и посмеяться, и подумать. Я делаю вещи, которые не делают депутаты в Госдуме, чиновники, и люди, которые находятся на высоких постах. Я высказываю этим свою гражданскую позицию. И при этом реализовываю себя как юморист и актер.
А ваши любимые персонажи из "Наша Russia"?
Сергей Светлаков: Бабушка и дедушка - пенсионеры. Такой смех сквозь слезы. Это - моя внутренняя боль, а также тех людей, что создают этот проект. Два пенсионера, который выживают каким-то образом только благодаря своей любви. Они настолько устали от унижений и социальной несправедливости, что взрывают банк, например, или стреляют в экраны, где идет реклама для миллиардеров. Потому для меня и ценна программа "Наша Russia", что это способ высказаться.
У вас не было идеи создания своего шоу, где вы один будете во всех главных ролях?
Сергей Светлаков: Идеи есть разные. На 2012-й намечено некоторое количество планов. Но у меня все-таки есть неуемное желание удивлять. Мне хочется поработать в другом формате. Может быть, как у Познера, очень крупным планом семь минут в день говорить какие-то лирические вещи, например, о любви...
Да у вас мания величия!
Сергей Светлаков: Я говорю о способах. Может быть и наоборот - человек, который очень мелко стоит на гигантском русском поле, где прыгают белки и лоси. А он - говорит про Россию. Самое главное, чтобы присутствовало очень редкое на нашем телевидении умение удивлять.
Про умение удивлять. Когда в "Прожекторе..." вы играете на бубне или на треугольнике - долго ли этому учились?
Сергей Светлаков: Это азы. Бубен - это то, что я впитал с молоком матери.
Вы похудели, с тех пор как я вас последний раз видела. Специально этим занимаетесь? Какая-то диета?
Сергей Светлаков: Ну да. Нужно держаться в форме. Когда на себя смотришь со стороны, то лучший критик - это ты сам. Особенно если знаешь специфику телевидения, которое прибавляет килограммы. Когда я куда-то приезжаю, меня просто не узнают - все думают, что я намного больше и шире. Я себе просто не очень нравлюсь на экране. Поэтому надо над собой работать
Это всегда так было или в последнее время?
Сергей Светлаков: Когда взрослеешь, возникают нормальные человеческие проблемы. Раньше такого вообще не было. А сейчас понимаешь, что на ночь не надо тебе столько "лупить". Говоришь себе: "Ну потерпи... Фруктики лучше поесть".