Социология: Шансон предпочитают охранники и медсестры

Человечество должно сказать большое и искреннее спасибо тому, кто изобрел наушники и плееры. В транспорте, за компьютером, дома или в метро очень многие давно привыкли сопровождать свою "жизненную киноленту" каким-нибудь саундтреком. Происходящее за окном или перед глазами не промотаешь и не переключишь, а музыку - запросто.

Социологи рекрутингового портала Superjob.ru выяснили, какую же музыку мы предпочитаем слушать, если есть возможность выбрать ее по вкусу.

Средние цифры по стране они не выясняли - опрос проводился среди экономически активных работающих россиян среднего возраста, которые составляют основной костяк посетителей этого портала.

Оказалось, что самые популярные музыкальные стили у этой категории наших сограждан - это рок, поп и классика. В любви к различным направлениям рока объяснился 41% опрошенных (причем некоторые особо отмечали в списке "русский рок"), поп-музыку предпочитают около трети респондентов (34%), а 29% россиян выбирают классические произведения. Чуть меньше почитателей у электронной музыки - 27%. Каждый пятый участник опроса (20%) любит слушать шансон (хорошо бы это учитывали водители такси и маршруток!). Столько же поклонников и у абсолютно иного стиля музыки - хип-хопа (20%). Джаз любят 18% опрошенных, блюз - 14%. Реггей предпочитают слушать 7% россиян. Любопытно, что равным количеством поклонников обладает отечественный фольклор и североамериканская народная музыка кантри - по 5%. Другие, менее распространенные стили музыки, любят 9% опрошенных. Ещё 6% респондентов затруднились ответить на поставленный вопрос. Впрочем, тишина - это тоже выбор, и не менее осознанный.

Разные музыкальные пристрастия имеют женщины и мужчины. Дамы предпочитают поп-музыку (42%) и классику (32%) ("Теперь я знаю, кому поет певица Валерия", - грех не процитировать известную рок-певицу). Среди представителей сильного пола больше поклонников рока (47%), электронной музыки (34%), рэпа (22%), шансона (21%) и блюза (16%). Одинаковы популярны у обоих полов джаз, кантри, реггей и фольклор.

Конечно, нельзя ожидать от старшего поколения, что оно что-либо "сделает для хип-хопа в свои годы". Наши "отцы и деды" больше любят классику, блюз, шансон, фольклор и кантри. Если сравнивать результаты в возрастных группах до 24 лет и старше 45 лет, то можно заметить, что с возрастом количество поклонников классики увеличивается с 24% до 43%, блюза - с 11% до 23%, шансона - с 12% до 48%, фольклора - с 4% до 9%, кантри - с 4% до 8%. Все обстоит наоборот с электронной музыкой, рэпом и реггей: в основном они популярны среди молодёжи. Число ценителей электронной музыки в возрасте до 24 лет - 31%, старше 45 лет - 9%, хип-хопа - 29% и 4% соответственно, реггей - 8% и 2%.

Что касается музыкальных пристрастий россиян с разной зарплатой, то с увеличением дохода респондентов растёт их интерес к классике (с 25% до 34%), блюзу (с 10% до 18%), джазу (с 13% до 23%), авторской песне (с 17% до 24%), тогда как число поклонников хип-хопа, напротив, снижается (с 26% до 14%).

Существует ли зависимость музыкальных пристрастий от сферы деятельности? Оказывается, есть и такая закономерность, и по профессии человека нередко можно угадать, какой стиль музыки он предпочитает. Так, классику более всего любят учителя и психологи, шансон - охранники, а электронную музыку - системные администраторы. Кто бы сомневался!

Самыми же "продвинутыми" почитателями музыки оказались журналисты, проявившие себя как наиболее увлечённые меломаны. Именно среди журналистов встречается наибольшее число любителей практически всех музыкальных стилей и жанров: классики, рока, джаза и блюза, кантри, реггей и народной музыки.

Поклонниками же поп-музыки чаще являются представители тех сфер деятельности, в которых в основном занят слабый пол: банковские операционисты (54%), операторы ПК, менеджеры по персоналу, их коллеги - инспекторы отделов кадров (по 52%), а также медицинские сёстры (46%). Однако любовь к поп-музыке вовсе не означает, что респонденты готовы слушать что попало. "Люблю, чтобы голос был красивый, чтобы слова хорошие, чтобы музыка состояла не только из тынц-тынц-тынц", - замечали в комментариях участники опроса. Некоторые отмечали, что им важно слушать "не пошлую музыку, а приличные песни".

Различные направления рока предпочитают программисты (61%), журналисты (60%) и системные администраторы (59%). "…От классики хардрока и хевиметала через трэш и панк до современного индастриала и фолк-рока", - сыплют опрошенные своими музыкальными познаниями.

Классической музыкой, как уже было сказано, увлечены в основном психологи и преподаватели (по 43%), медицинские сёстры (42%), а также врачи и журналисты (по 40%). "Классика - это настоящая ценность, на неё не жалко времени. Очищает, возвышает, заряжает", - поясняют свой выбор респонденты. Фанатами джаза назвали себя многие журналисты (39%), архитекторы (38%) и PR-менеджеры (36%). Чаще других в списке пристрастий отмечали блюз представители практически тех же профессий: корреспонденты (28%), руководители компаний (27%) и архитекторы (26%). Истина "блюз - это когда хорошему человеку плохо, а попса - это когда плохому человеку хорошо" имеет в этой среде явную поддержку и одобрение.

Шансон, романсы и авторскую песню любят охранники (40%), прорабы и водители (по 34%), а также медсёстры (29%). Судя по комментариям респондентов, им особенно импонирует жизненная составляющая текстов: "Шансон, авторская песня и романс, потому что давно живу... много видел". Музыкальные произведения в стиле кантри предпочитают архитекторы и журналисты (по 13%), руководители компаний и учителя (по 11%), а также каждый десятый разработчик ПО (10%). Хип-хоп популярен у представителей тех профессий, где занята в основном молодёжь. К ним относятся продавцы-консультанты (30%), банковские операционисты, менеджеры по логистике и продажам (по 26%), супервайзеры и системные администраторы (по 25%).

Регги с удовольствием слушают корреспонденты (17%), дизайнеры и архитекторы (по 16%), а также психологи (15%). Электронной музыкой увлекаются системные администраторы (40%), дизайнеры (38%) и менеджеры по рекламе (35%). Фольклор чаще слушают учителя и журналисты (по 17%), психологи (14%) и дизайнеры (13%).

Прочие музыкальные стили, названные участниками опроса, - латино, рокабилли, арабская музыка и другие. Некоторые респонденты признались в любви не к определённому направлению, а к музыкальной эпохе: "Вся музыка кончилась в 1980-х, осталось одно убожество". Другие с удовольствием слушают подборки определённых радиостанций . Есть и те, кто слушает в основном саундтреки к фильмам, преимущество которых состоит в том, что не нужно додумывать визуальный ряд - достаточно вспомнить кадры любимой киноленты. "Музыка должна поддерживать настроение. Или создавать его. Должна нравиться слуху, чтобы слух впивался в неё", - написал один из опрошенных, юрист по профессии. Сравнение, конечно, сугубо авторское, но яркое.

Среди россиян, затруднившихся ответить на наши вопросы, были как респонденты, не имеющие конкретных музыкальных пристрастий ("Всё зависит от настроения", "Очень редко слушаю музыку - нет времени, в основном делаю это, когда нахожусь в транспорте"), так и опрошенные, не любящие музыку вовсе: "Мой любимый стиль - абсолютная тишина"; "Не слушаю музыку вообще!"

Социологи портала не поленились и суммировали все ответы россиян разных профессий в таблице на своем сайте. Сразу видно, какая "целевая аудитория" какой стиль предпочитает - и почему. Видимо, сделано это в назидание тем, кто составляет плей-листы для ТВ, радиостанций, а также торговых центров и прочих мест, где музыку нам приходится слушать "принудительно". Пусть изучат и сделают выводы, в конце-то концов!