23.01.2012 23:41
    Поделиться

    АРБР займется повышением финансовой грамотности россиян

    Ассоциация региональных банков России подготовила программу мер, направленных на повышение эффективности защиты прав потребителей банковских услуг. Программа предполагает повышение финансовой грамотности населения, создание специального правительственного органа по защите прав потребителей банковских услуг, который будет действовать в координации с другими ведомствами и профессиональными объединениями.

    Повышение уровня финансовой грамотности, безусловно, поможет защитить права потребителей. Но необходимо помнить, что большинство проблем, возникающих при взаимодействии банка и клиента, относятся к области потребления кредитных продуктов. Это связано, с одной стороны, с тем, что потребители кредитных продуктов не очень заботятся о своей кредитной истории, а розничные подразделения банков, заинтересованные в получении высоких доходов, не слишком внимательно проверяют информацию, предоставленную заемщиком в анкете.

    Заемщик принимает решение о потреблении кредитных продуктов, обладая низким уровнем финансовых знаний

    С другой стороны, заемщик принимает решение о потреблении кредитных продуктов, обладая низким уровнем знаний, и, как правило, он не в состоянии оценить свою возможность возврата денег. Большое количество агентств и юридических компаний, которые предоставляют услуги по защите прав заемщиков и открыто заявляют о помощи в невозврате кредита, говорит о спросе на такие услуги со стороны заемщиков. Перекладывать всю ответственность по проблемам между клиентами и банками на часто меняющиеся условия кредитования и ужесточение требований к субъектам банковского рынка не совсем корректно, так как отчетность и стандарты банковской деятельности в России сегодня не самые жесткие.

    Создание отдельной правительственной структуры, которая будет защищать только права потребителей банковских услуг, кажется не совсем верной, так как серьезные проблемы существуют и в других сегментах финансового рынка - в сфере страхования, негосударственного пенсионного обеспечения и др. На мой взгляд, оптимальным решением проблем взаимодействия потребителя банковских услуг и бизнеса может быть привлечение саморегулируемых организаций, а также использование механизма медиации.

    Поделиться