Второй Рождественский фестиваль духовной музыки завершился в Москве, заключив чрезвычайно разнообразную программу премьерой одного из своих художественных руководителей.
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, второй год осуществляющий художественное руководство фестивалем вместе с президентом Дома музыки, членом Патриаршего совета по культуре Владимиром Спиваковым, завершающим аккордом программы сделал собственное сочинение - "Stabat Mater" для хора и оркестра.
Выступая на закрытии фестиваля, он подчеркнул, что концерты, всякий раз собиравшие переполненные залы, можно воспринимать как своего рода продолжение богослужений и подтверждение того, что "люди тянутся к красоте, к духовному".
- На фестивале звучала музыка разных народов и эпох, от древне-византийского пения и знаменного распева до произведений современных композиторов. Спектр духовного музыкального искусства очень широк. Но шедевры, созданные в разных музыкальных культурах, принадлежат всем, - отметил архиепископ, приветствуя зрителей заключительного концерта.
Дирижировать уже по традиции завершающим этот форум Национальным филармоническим оркестром России вышел маэстро Владимир Спиваков, и концерт, включающий в свою программу помимо сочинения архиепископа Илариона "Реквием" Керубини и "Песнь судьбы" Брамса, стал набирать подобающее настроение. В художественной манере маэстро читалась характерная и почти всегда подчеркнутая изящная легкость, а в содержании классических шедевров - объем, глубина и драматизм духовных событий, рассказанных языком великой музыки.
Вместе с Национальным филармоническим оркестром России "Реквием", "Песнь судьбы" и "Stabat Mater" исполнял хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова. По традиции участниками фестиваля духовной музыки были ведущие хоровые коллективы России и других стран мира. Впервые на этот раз в Москве выступили византийский хор Ergastiri Psaltikis, хор аббатства Сильванес и американский госпел-хор Aeolians. Первый стремится изучать, сохранять и популяризировать византийское певческое искусство, второй видит свою миссию и в том, чтобы восстановить связь веры и искусства, третий известен в том числе и как коллектив авторитетных исполнителей негритянских спиричуэлс и американских "рабочих песен".
Цель фестиваля - приобщение публики к многовековым традициям христианской музыкальной культуры - достигалась особенной широтой программы.
Маэстро Спиваков, еще на открытии счастливо отмечавший, что "фестиваль хорошо развивается и то, чего боялся Гамлет, то есть распада связи времен, у нас не происходит", нашел поддержку у своего художественного соруководителя, выразившего уверенность, что публика наверняка дождется и третьего Рождественского фестиваля.
На концерте присутствовал митрополит Чешских земель и Словакии Христофор.