23.01.2012 23:48
    Поделиться

    На спортивный инвентарь россиянин тратит в тридцать раз меньше европейца

    Россиянин тратит на спортивную одежду и обувь в тридцать раз меньше европейца

    Ушедший год показал, что мировая спортивная индустрия оправилась от последствий экономического кризиса. Согласно прогнозам экспертов, ее доходы вырастут до 133 млрд в 2013 году.

    О том, как обстоят дела в отечественной отрасли, экипирующей спортсменов и приверженцев спортивного образа жизни, "РБГ" рассказал президент Ассоциации предприятий спортивной индустрии (АПСИ), двукратный олимпийский чемпион, 9-кратный чемпион мира, легендарный хоккеист Вячеслав Старшинов.

    - По мнению некоторых экспертов, сегодня основная проблема - не произвести спортивную обувь, а продать. Это действительно так?

    - Да, но тут же возникает вопрос: готовы ли россияне тратить больше на спортивные товары, футболки и кроссовки? В ближайшие три года на развитие спорта в России будет выделено около 90 млрд рублей. Понятно, что это окажет большое влияние на дальнейшее развитие массового спорта. Но насколько доступна спортивная одежда, обувь и инвентарь для широких слоев населения?

    В 2009 году розничные продажи спорттоваров у нас достигли 21,45 млрд рублей, рост продаж за 2010 год составил не менее 20%. В среднем на одного человека это немногим более 150 -180 рублей. Много это или мало? В США и странах Евросоюза это соответственно 150 и 80 долларов.

    Получается, у российского рынка спортивных товаров большой потенциал для дальнейшего роста. С другой стороны, согласно оценке МВФ, по уровню жизни (объему ВВП на душу населения) Россия продолжает оставаться в шестом десятке стран мира. По мнению специалистов, исчерпан и восстановительный покупательский рост, вызванный отложенным в период кризиса спросом.

    Есть и другие "тормозящие моменты". Идет резкий рост цен на хлопок, вызванный неурожаем в Пакистане, Индии и Китае, а также волнениями в Египте. Уже сейчас мировые цены выросли на 71%, что неизбежно влечет за собой удорожание тканей и одежды из хлопка минимум на 20-30%. Российские производители традиционно изготавливают свою продукцию из хлопка, импортированного из Казахстана, Таджикистана и Узбекистана, цены на который всегда жестко привязаны к мировым. Кстати, импорт хлопчатобумажной пряжи в Россию за последние 10 лет вырос в шесть раз.

    Подорожание сырья нанесет тяжелый удар по всей отечественной цепочке: от производителей до покупателей. Не случайно некоторые из швейников постепенно уходят в сегмент casual. Так, сеть Baon, в ассортименте которой спортивная одежда достигала 70%, теперь выпускает ее не более 20%; остальное - обычный "городской гардероб".

    Еще одна проблема - пошлины. Ритейлеры озабочены увеличением "ввозной" пошлины, ведь 95% спортивной обуви на отечественном рынке - импорт. Спортивная обувь - высокотехнологичная продукция и брендированный товар, который в нашей стране даже по лицензиям не удается производить из-за устаревшего оборудования.

    Не секрет, что отечественные предприятия сталкиваются также с большими проблемами на таможне и потому предпочитают ввозить товар через третьи страны.

    Тем не менее в этой сфере происходят очень важные и существенные изменения. Пример тому - создание Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Принято решение об ускорении формирования единого экономического пространства, огромные перспективы открывает зона свободной торговли.

    АПСИ будет стремиться использовать возможности Таможенного союза для развития российского спортивного ритейла и массового спорта в стране. Большую роль играют и крупнейшие спортивные мероприятия. Так, для Олимпиады в Сочи необходима экипировка волонтеров, лицензионное производство сувениров, сопутствующих товаров и многое другое.

    - Каковы внутренние проблемы спортивной индустрии?

    - Среди проблем: повышение единого социального налога, рост тарифов естественных монополий, высокие расходы на логистику импортных товаров. В 2010 году, например, тарифы на электроэнергию выросли на 15 - 20%. В 2011 году за коммунальные услуги наши предприятия платили больше на 13% , а в некоторых регионах и на 20%. Услуги транспорта также значительно подорожали.

    Остается и старый замкнутый круг: устаревшая производственная база отечественных производителей, не позволяющая работать по международным стандартам, и тут же - отсутствие средств и возможности получить целевые кредиты на обновление оборудования.

    Эти проблемы известны, мы о них много говорим, в том числе и на уровне министерств и ведомств, но существенных сдвигов по их решению пока нет. По инициативе АПСИ правительство страны за последние годы приняло несколько постановлений о снижении ставок таможенных пошлин на запчасти и комплектующие для производства велосипедов на территории России и по отмене таможенных ставок на приобретение современного производственного оборудования. Это несколько облегчило жизнь наших производителей, но, конечно же, не решило всех проблем спортивной отрасли.

    - А что у нас происходит в области спортивного ритейла?

    -Российский ритейл развит довольно неплохо. Сети продолжают открывать новые магазины, расширяют свою деятельность. Так, вышла на рынок Петербурга сеть "Декатлон", успешно развивается во многих регионах страны "СпортМастер", объявил о своих амбициозных планах развития Bosco Sport. По прогнозам экспертов, доля товаров с олимпийской символикой в выручке холдинга к 2014 году может достигнуть 40-50%.

    Естественно, ритейлеры рассчитывают не только на спортсменов, но и на людей, предпочитающих спортивный стиль одежды. В России формируется среда, благоприятствующая оздоровлению нации и развитию массового спорта. Перспективное направление - спортивные магазины под брендами известных клубов. Работает сеть фирменной торговли "Зенит", техническим спонсором которой является Nike, есть и другие примеры. Весьма популярно у нас фанатское движение, и это открывает большие бизнес-возможности как для производителей спортивных товаров, так и для продавцов.

    - Производитель - дистрибьютор - ритейлер - звенья одной цепи. Какими качествами они должны обладать, чтобы не стать "слабым звеном"?

    - Как показывает мировой опыт, наибольшие шансы на успешное развитие имеют компании с уникальными характеристиками по масштабу, ассортименту, технологиям, а также по способности зарабатывать премиальный доход.

    Что касается дистрибьюторов, то на российском рынке успешно пережили кризис и даже расширили свои позиции представители мировых брендов: Nike, Reebok, Adidas. Сегодня дистрибьюторы вынуждены активно работать со стоком товара. Отсюда регулярные компании распродаж у всех игроков рынка. Продолжает обостряться борьба за "кошелек клиента".

    А вот успех розничных продавцов зависит от их умения подобрать "ассортиментный портфель", соответствующий рынку в новых условиях, а также от эффективного управления своими издержками.

    Произошло сокращение количества мелких операторов, особенно в небольших городах; увеличилась доля недорогих товаров.

    - Каковы перспективы отрасли?

    - Кризис принес нам "отрезвление" от эйфории растущего рынка, подвел к системе управления рисками. Сейчас залогом успеха является здравый смысл и правильный баланс между текущими операционными результатами и будущим масштабом операций. Важно помнить, что успешный бизнес не спринт, а марафон по пересеченной местности, с затяжными подъемами. Поэтому так важно уметь рассчитывать силы.

    Развивать отечественную спортивную индустрию, добиваться, чтобы ее продукция и услуги способствовали развитию массового спорта в России - непростая задача, и мы должны приложить все усилия для ее решения.

    Поделиться