Казанский учитель разработал уникальную систему преподавания математики

Казанский учитель Илья Дразнин разработал систему преподавания математики, которая позволяет привить вкус к художественному тексту, научить ребенка думать, спорить, сравнивать.

Илья Егудович, в чем, по-вашему, главный недостаток сегодняшней системы преподавания математики в школах?

Илья Дразнин: Математику изучают с первого класса, однако большинство школьников и студентов не знают элементарных законов логики. Это во многом происходит потому, что в школах преобладает декларативно-репродуктивный способ проведения уроков. Учитель рассказывает, а ученик старается понять и воспроизвести. На это рассчитано и большинство учебников математики.

Развивающее же значение предмета во многом связано с тем, что решение задачи требует значительных психических усилий. Во время работы в Казанском суворовском училище и лицее при КГУ мною была разработана система преподавания, основанная на методе варьирования. Она позволяет "поиграть" с условием задачи так, что это требует от ученика не специальных математических способностей, а исследовательской позиции.

Так серьезно?

Илья Дразнин: В качестве разминки на уроках математики я начал практиковать решение логических задач. Они позволяют создать в классе яркую эмоциональную атмосферу: престижно говорить без лишних слов, оппонировать. Становится понятна работа союзов "и", "или", логической связки "если..., то...".

Логические задачи позволяют создать в классе яркую эмоциональную атмосферу: говорить без лишних слов, оппонировать

Что происходит на уроках сейчас? Вопрос к классу - это вопрос в никуда. А вот когда на доске написана варьированная последовательность из шести-восьми примеров и ученики имеют 15-20 минут на обдумывание, это уже вопросы, которые адресованы персонально каждому.

В лицейских классах на первый план выходит самостоятельная работа с текстом. Она требует более внимательного отношения к языку. Развивается вкус к точно построенной фразе.

Это скорее из области литературы.

Илья Дразнин: В конце девяностых годов я предложил директору лицея при КГУ в качестве эксперимента открыть класс, где бы литературу преподавали иначе, чем в большинстве школ. Я считаю, что ребята должны знать не только то, чем Митя Карамазов отличается от братьев, но и уметь отличать стиль одного писателя от другого. К сожалению, большинство выпускников не способны различить Чехова и Куприна, Шаламова и Солженицына. С помощью метода варьирования вырабатывается уважительное отношение к художественному тексту. Неудивительно, что многие из учеников, обучавшихся по этой системе, не читают "хиты продаж".

ЦИФРА

15-20 минут ученики имеют на обдумывание варьированной последовательности из шести-восьми примеров.