Новости

24.01.2012 00:20
Рубрика: Экономика

Без оглядки на потребителя

Ключевая проблема молодых инноваторов - отсутствие предпринимательского чутья
Текст: Сергей Блинцов (руководитель Зворыкинского проекта)

Зворыкинский проект занимается поддержкой инновационной деятельности молодежи уже четвертый год. За это время мы достаточно хорошо изучили и аудиторию, которая занимается инновациями, и ее проблемы. Сейчас, подводя итоги 2011 года и делая прогнозы на 2012-й, хотелось бы поговорить о том, что мешает молодым людям активно трудиться над своими разработками.

Каждый год, тщательно просеивая поступающие на конкурс Зворыкинской премии заявки, мы в оргкомитете убеждаемся, что реальных инноваций в стране крайне мало. Отчасти это объяснимо тем, что далеко не любой инновационный проект можно создать практически на пустом месте или в "гараже". Вопросы инфраструктурного характера сейчас решаются при активной поддержке государства: разворачивается сеть технопарков, совершенствуется законодательство, стимулирующее инновационную деятельность, работают венчурные фонды и т.д. Но не только благоприятными условиями внешней среды питается инновационная мысль, поэтому остановимся на проблемах человеческого характера, или, как это часто у нас называют, менталитета.

Отечественные разработчики часто путают свои идеи и/или изобретения с инновационными продуктами. Успешная инновация рождается тогда, когда решается вопрос ее коммерциализации. Так, например, зарубежные инноваторы стремятся сначала определить потребности потенциального покупателя, как осознанные, так и неосознанные, и затем усилить эти потребности и удовлетворить наилучшим способом. Поэтому реальный инновационный продукт имеет огромный потенциал спроса.

Российские же изобретатели сконцентрированы в основном на решении технической стороны своего проекта и почти не обращают внимания на потребности потенциального покупателя. Когда у них интересуешься, почему люди будут приобретать их продукт, становится понятно, что подавляющее большинство отечественных инноваторов об этом даже не задумывались. Результат такого подхода вполне очевиден: если изобретатель при создании нового продукта не принимает во внимание потребности покупателя, то и покупатель не интересуется новым продуктом. Таким образом, изобретения теряют возможность превратиться в инновации, которые станут основой успешного бизнес-проекта.

Шанс начать свое дело воодушевил многих молодых людей на поиск инновационной идеи для бизнеса. Ограничением успешности инновационного проекта является отсутствие опыта вывода нового продукта на рынок и осуществления продаж. К сожалению, такого опыта нет и у членов команды - инновационных менеджеров, базовой компетенцией которых должна быть коммерциализация проекта.

Хорошая предпринимательская команда даже из незначительного изобретения сумеет создать суперинновационный бизнес, а плохая даже из прорывного изобретения не сможет выжать существенную прибыль. Поэтому ключевая проблема молодых инноваторов в нашей стране - отсутствие предпринимательского чутья у них самих и среди тех, кто помогает им развивать и поднимать проект.

Сегодня у студентов нет понимания того, что инновационный высоконаучный бизнес может быть перспективным и прибыльным даже на ранних стадиях

Сегодня у студентов нет понимания того, что инновационный высоконаучный бизнес может быть перспективным и прибыльным даже на ранних стадиях. Гораздо легче после получения диплома устроиться в крупную компанию инженером, проектировщиком или простым менеджером и получать стабильную заработную плату. В итоге талантливые ребята забрасывают науку и свои разработки, которые в принципе могли бы не только принести прибыль им самим, но и пользу нашему обществу, которое хочет жить в развитом государстве.

Другая важная проблема - это бюрократизация процесса венчурного финансирования и легализации авторства на изобретения, которая отпугивает еще не опытных в бумажных вопросах молодых людей. Привлечение компетентных в данных вопросах специалистов обходится недешево, и на них, как правило, у автора разработки нет средств. В результате многие инноваторы предпочитают патентовать свои изобретения не в России, а там, где государства предоставляют более выгодные условия их регистрации.

Существующие сегодня системы финансирования инноваций довольно эффективны, но зачастую молодых специалистов останавливает несоответствие объема финансирования и усилий, необходимых для его получения. Другой сложностью является отсутствие опыта в оформлении заявок, боязнь бюрократических и административных барьеров.

Помимо улучшения условий для работы ученых и проведения ими исследований крайне необходимо воспитывать дух предпринимательства среди молодежи. Героями нашего времени должны быть не только те, кто изобретает, но и предприниматели, которые умеют превращать знания ученых и изобретателей в успешный коммерческий продукт, пользующийся спросом во всем мире.

Какие стартапы популярны в молодежной инновационной среде

Экономика Бизнес Инновации