Корресподенты "РГ" увидели, как отливают "голоса" для храмов

Название воронежского колокололитейного завода вновь прозвучало на всю страну - недавно здесь отлили трехтонный колокол для храма в Кемеровской области. В момент его создания на необычном производстве побывали корреспонденты "РГ". 

В самом наименовании неприметного предприятия под Воронежем - колокололитейное - россыпь звонких нот. Здесь отливают "голоса" для храмов разных стран и конфессий от православных до буддийских. Делают и светские колокольчики, именные и сувенирные.

Впрочем, здесь отливают и другие изделия: даже сувенирные пушки и памятные доски. Недавно для города Шебекино Белгородской области изготовили трехметровую статую местного промышленника Александра Ребиндера. В начале XX века он построил в нынешнем райцентре три завода и передовую инфраструктуру.

За спиной главного инженера воронежского предприятия Виктора Потапова из отверстия плавильной печи, похожей на железнодорожную цистерну, рвалось наружу багровое пламя. На заводе готовились к отливке трехтонного колокола для Кемеровской области.

- Для производства колокольной бронзы годятся только чистейшие медь и олово, "три девятки". Экономия на материале неизбежно отражается на качестве звука, - рассказал нам Виктор Потапов.

Форму и вес каждого колокола рассчитывают на компьютерной модели. За 22 года работы на заводе собраны шаблоны, пожалуй, на все случаи жизни.

При отливке из четырехтонного ковша с расплавленной бронзой наполняют сразу десяток форм

- Первым делом мы предлагаем заказчику уже имеющиеся образцы и дорабатываем их в соответствии с его пожеланиями. Основная храмовая октава - пять колоколов, весом 7, 18, 25, 42 и сто килограммов. На ней можно сыграть любую церковную мелодию, - утверждает Виктор Потапов. - Повесив ее, потом уже добавляют другие - на 290 килограммов, 400, 1,2 тонны и так далее.

Самый большой отлитый в Воронеже колокол - 35-тонный - теперь звенит в Подмосковье. Миниатюрную модель, 300-граммовую, раскупают на сувениры.

...Цвет пламени в печи изменился с багрового на ослепительно-желтый - и смотреть на него стало так же трудно, как на Солнце. Двое рабочих в суконных робах принялись кидать в жерло слитки олова. Из печи доносились всплески. "Варево" помешивали сначала ломом, затем цельным березовым стволом - пока тот не занялся пламенем. Скребком на длинной ручке рабочий снял с расплава пенки и выгреб их наружу, в подставленный бак.

- Это шлак, он легче металла, - пояснили нам.

По выложенному огнеупорным кирпичом желобу расплавленную бронзу перелили в четырехтонный ковш. При отливке небольших колоколов из него наполняют десяток форм сразу. Заскрежетал, задергался козловой кран, устанавливая ковш точно над устьем формы, размещенной в большой яме. Литейщики обмахнули песок с ковша и устья. Вращением большого штурвала ковш стали понемногу наклонять над устьем. Сквозь сито из жаропрочной сетки густая красная бронза потекла в отверстие. Заливка заняла минут 15. Теперь колоколу предстояло сутки остывать.

- Этот срок в каждом случае индивидуальный. Мы в опоку градусники втыкаем.

Остывшую отливку вынимают из формы, чистят и моют под давлением, проверяют звучание - для этого на заводе есть специальный слухач. При необходимости колокол помещают в карусельный станок величиною с дом, где его голос и доводят до кондиции.

В свободной части цеха разместилась своеобразная экспозиция - основа будущего музея колоколов, о котором мечтают на предприятии. Здесь стоят и висят самые разные изделия, в том числе прототип буддийского колокола (его оригинал находится во Вьетнаме). Формой он напоминает пистолетную пулю, бьют в него снаружи. Есть и раритеты - например чугунный колокол 1928 года. Он расколот: хотя трещины не видно, звук от него исходит дребезжащий.

Кстати

Стоимость колокола зависит от его веса и составляет в среднем тысячу рублей за килограмм.