В России втрое возросли штрафы за нарушение обязательных требований в строительстве, реконструкции, в том числе при применении строительных материалов.
Если до сих пор санкции для должностных лиц составляли от 5 до 10 тысяч рублей, то теперь 20 - 30 тысяч рублей, а для юридических до 600 тысяч рублей вместо прежних 100 - 300 тысяч рублей. Кроме того, контролирующие органы могут временно приостанавливать деятельность организации на 90 суток.
В случае повторения нарушения в течение года участникам строительного рынка, юрлицам, грозит уже штраф от 700 тысяч до 1 миллиона рублей. Ответят рублем, правда, в пределах от 2 до 5 тысяч рублей, и граждане, физические лица, которые предлагают опасные строительные услуги или стройматериалы, нарушающие обязательные требования. Как говорится в пояснительной записке, цель - обеспечить безопасность жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, надежности возводимых конструкций, строений и сооружений.
В Союзе производителей бетона( СПБ) комментируют нововведения со скепсисом. По словам директора этой некоммерческой организации Александра Бублиевского, ситуация со строительным надзором складывается зачастую так, что "пока дом не рухнет, никто не будет его проверять". Для примера он рассказал о вопиющем случае, когда в июле 2011 года на основании жалоб строительных компаний союз направил в Государственный строительный надзор Московской области данные о том, что пять подмосковных заводов-производителей поставляют на рынок бетон крайне плохого качества. В союзе просили проверить эти данные, с тем чтобы внести нарушителей в "черный" список" и проинформировать об этом потребителей. "Проверять бетонные заводы стройнадзор отказался, так как по Закону "О техническом регулировании" не обязан этого делать в отношении производителей строительных материалов", - говорит Бублиевский. И уточняет: "Пусть законом не предусмотрен контроль за производством бетона на предприятии, но право и обязанность проверять стройматериалы на объектах у надзорных органов никто не отменял. Особенно после жалоб на конкретных производителей!" Более того, добавляет Бублиевский, в техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений основной стройматериал бетон вообще не рассматривается в качестве строительного материала. Это при том, что в строительном комплексе на долю непосредственно строителей приходится 27 - 30 процентов объемов работ, а на долю производителей стройматериалов 65 процентов. "У нас, к сожалению, получился пробел в законодательстве. Государство жестко установило контроль над строительством, а производство промышленных стройматериалов оставило на произвол рынка, без всякого контроля. Даже саморегулируемые организации не могут по закону отслеживать качество стройматериалов". В результате, говорит эксперт, в России появляется все больше домов и зданий, в которых невозможно жить. В Санкт-Петербурге построен жилой квартал из бетонных смесей, резко пахнущих аммиаком. По этой же "ароматной" причине не был открыт детский сад. "Тревогу вызывает и прочность самих бетонных конструкций", - продолжает эксперт. Система тендеров также приводит к абсурдным результатам - конкурсы выигрывают те, кто в два раза занизит стоимость стройматериалов. Понятно, что за такие деньги качественных изделий рынок не получит.
По мнению президента Союза производителей бетона Александра Ночного, с одной стороны, штрафы, даже несмотря на их увеличение, "ничтожно малы" для строительного рынка, а с другой - формальны, потому что не могут повлиять на разбалансированную ситуацию по отбраковке стройматериалов, угрожающих жизни и здоровью людей. "В отсутствие стандартов качества, "входного" контроля на стройке ужесточение штрафных санкций выглядит формальным", - говорит Александр Ночный. Вице-президент Российского союза строителей Георгий Веретельников считает, что, хотя скорректированные в сторону тройного увеличения административные штрафы пока и опережают систему контроля за стройматериалами, в целом именно штрафы подтолкнут к скорейшей разработке стандартов качества в этой сфере.
600 тысяч рублей вместо прежних ста могут взыскать с предприятия в качестве штрафа за нарушение обязательных требований в строительстве, реконструкции, в том числе при применении строительных материалов.