Еврокомиссар Барнье призвал Лондон "играть по европейским правилам"

Самолюбивую Британию призвали вернуться в сердце Европы.

С таким воззванием, смахивающим на отчаянное обращение покинутого мужа к изменщице жене, выступил в Лондоне еврокомиссар по внутренним рынкам Мишель Барнье.

Со страстью истинного француза он заверил собравшихся, что вовсе не является главарем "заговора, "цель которого - совершить подкоп под лондонский Сити и перетянуть бизнес в финансовые центры континентальной Европы, в чем его вроде бы подозревали британцы. По словам Барнье, именно единый рынок позволил Лондону стать финансовым центром ЕС, несмотря на то, что Альбион не входит в зону евро. Прямодушно покритиковав Британию за то, что на декабрьском саммите Евросоюза она слишком рьяно отгораживала от остальных свой финансовый сектор и требовала для него особых условий, французский комиссар призвал лондонский Сити и конкретно британского премьера научиться "играть по европейским правилам".

Откровенные комплименты французского еврокомиссара, обозвавшего лондонский Сити "ключевым активом" Европы, послали ясный сигнал британским наблюдателям, что ЕС и Британия пытаются загладить следы нанесенных друг другу болезненных уколов. Что бы это могло означать кроме изысканной дипломатии как таковой? Неужто Британия, где еще вчера ребром стоял вопрос быть или выбыть ей из Евросоюза, и в самом деле начнет осваивать европейские правила игры?

Судя по последним заявлениям Дэвида Кэмерона, любовным союзом с Европой на Альбионе по-прежнему не пахнет. Прагматическим - другое дело. Разводиться с Европой и разбивать горшки Британия, как известно, воздержалась - за это в октябре проголосовал ее парламент. В декабре минувшего года Дэвид Кэмерон вторично решительно "отрулил" идею референдума о членстве его страны в Евросоюзе, о котором так долго мечтали многочисленные британские евроскептики, преимущественно из рядов его собственной Консервативной партии. Взамен референдума премьер обещал всем жаждущим развода добиться более выгодной для Британии сделки с Европой и провести фундаментальные реформы ЕС.

И уже в начале нынешнего года Кэмерон с трибуны Би-би-си решительно заявил, что готов наложить вето на принципиальные для ЕС новации, такие как введение налога на финансовые трансакции, на котором настаивают Берлин и Париж. Британский премьер сказал, что согласится на этот, прозванный "робин гудовским" налог только в том случае, если и весь остальной мир согласится его ввести. "Мы не желаем присоединяться к евро. Откровенно говоря, нам намного выгоднее быть вне еврозоны с нашей собственной валютой и с нашими очень низкими процентными ставками, которые мы имеем в настоящий момент", - заявил глава британского правительства. Отвечая на вопрос, не дискомофортно ли будет в нынешнем году Британии ощущать себя вроде как аутсайдером Европы, Кэмерон ответил, что ни о каком дискомфорте не может быть и речи, пока европейский рынок работает и остается открытым для Британии.

Согласны ли со своим премьером британские избиратели? По данным YouGov, лишь 10 процентов опрошенных социологами хотят большей интеграции с Европой, тогда как около 40 процентов желают меньшей интеграции и возвращения большей власти их стране. Примерно 29 процентов желали бы и вовсе выйти из ЕС. Еще пять лет назад "мозговой центр" Bruges Group, почетным президентом которого была в свое время Маргарет Тэтчер, выложил британцам жуткие цифры "грабежа", чинимого Евросоюзом в отношении их страны. Оказалось, что членство в ЕС обходится Британии в 100 тысяч фунтов стерлингов в... минуту. А каждый год пребывания в "клубе" Европы, если верить калькуляции, уносит из кармана Соединенного Королевства порядка 50 млрд фунтов.

цифра

50 миллиардов фунтов

ежегодно платит Британия за членство в ЕС