С каждым днем все больше возрастает риск, что 290-метровая "Конкордия" с 2,4 тоннами горючего в трюме окончательно затонет, превратившись в "экологическую бомбу" замедленного действия.
Чтобы разобраться в ситуации, корреспондент "РГ" связалась с Максом Игуэра, представителем голландской компании "Смит" в Италии, которой доверена не только откачка топлива, но, по всей вероятности, и возможная операция по поднятию полузатонувшего корабля. По уверениям авторитетных источников из береговой охраны острова Джильо, операция по откачке топлива должна была начаться еще на прошлой неделе. Этого не произошло из-за сильного волнения, которое привело к смещению корабля. По словам г-на Игуэра, разрешение на проведение этой операции было получено только во второй половине дня 23 января. "Однако инженеры "Смит" займутся опустошением баков только тогда, когда водолазы завершат поиск пропавших без вести. Мы уже провели всю подготовительную работу с помощью специально привезенного из Голландии оборудования. На проведение операции уйдет от шести до восьми недель", - считает Игуэра.
Как быть с тем очевидным фактом, что судно примерно каждые два дня смещается? "Названные мною выше сроки могут еще больше увеличиться, если корабль вновь начнет двигаться. В этом случае силы гражданской обороны имеют право приостановить операцию, а нам, в свою очередь, придется менять стратегию, в зависимости от степени смещения "Конкордии", - добавил Игуэра. При этом, добавил Игуэра, остановить смещение "Конкордии" невозможно. В таком случае, когда и как будет поднят лайнер? "Это очень сложный вопрос, может быть самый сложный из всех. Поскольку до сегодняшнего дня ни у одного из наших экспертов не было возможности произвести детальную экспертизу непосредственно на самом судне. Сначала мы должны справиться с откачкой топлива и только потом, если компания-судовладелец "Коста Крочьере" делегирует нам соответствующие полномочия, мы сможем официально заняться спасением лайнера. В настоящий момент компания поручила нам только откачку топлива", - сказал Игуэра.
Несмотря на то, что пока слишком рано говорить о конкретных действиях, у "Смит" уже есть на примете два возможных плана по поднятию судна, которые будут предложены на рассмотрение "Коста Крочьере". Чтобы решить, какой из них применить, специалистам "Смита" потребуется провести на восьмиэтажном лайнере как минимум две-три недели, отметил Игуэра.
Компания "Смит" была основана в 1842 году в Роттердаме. Она является всемирно признанным лидером по подъему затонувших кораблей. На ее счету длинный список судов, "спасенных" за последние 170 лет. Именно эксперты "Смит" были задействованы в 2002 году в операции по подъему подлодки "Курск" в Баренцевом море.