Новости

27.01.2012 00:20
Рубрика: Культура

Ничего не вижу, но смотрю

"Потомки" Александра Пэйна. Смотрите на экранах России

"Потомки" Александра Пэйна в России выходят в связке с одноименной книжкой Кауи Харт Хеммингс: смотрите, читайте, сравнивайте.

Это становится правилом: только что в паре с фильмом "Боевой конь" вышла детская книжка про храброго Джоуи. Можно оценить преимущества литературы бумажной перед виртуальной.

Фильм Пэйна сначала напоминает живые картинки к тексту: очень много закадрового монолога. Нас вводят в курс обстоятельств. Они скорбны: богатая жена полихачила на катере и теперь лежит в коме, дыхательные трубки изо рта, лицо уже восковое, мертвое. У ее постели, которая завтра станет смертным ложем, муж узнает о том, что все последнее время она наставляла ему рога. Высказать ей в лицо всё, что думает, он уже не может и вместе со старшей дочкой станет искать соперника, дабы высказать всё ему. Таким образом, тягостное прощание с полутрупом перемежается водевильными ситуациями. Рецензируя роман, The Guardian назвала это насмешливой непочтительностью к устоям.

Экранизация непочтительность умножает. Согласитесь, что одно дело прочитать об умирающей, другое - постоянно видеть желтое лицо с навек оскаленным ртом. В первом случае внимание легко переносится от полутрупа на отношения живых людей - почти комедийные, но психологически небезынтересные. Во втором - маска смерти вот она, перед нами, как шоковый лейтмотив фильма, и она диктует свои условия: в ее присутствии не до смеха. Когда Джордж Клуни в роли обманутого мужа забавно выслеживает соперника, прячась за кустами на манер де Фюнеса, чувствуешь жанровую нестыковку. И соответственно - стилистическую фальшь.

Действие происходит на Гавайях, в необъятном поместье Мэтта Кинга и двух его дочек: первая, Скотти, еще ребенок, вторая, Александра - сильно продвинутый тинейджер. В действии заняты ухажер Александры - прыщавый тупица, в котором постепенно обнаружатся человеческие черты и задатки "парня, на которого можно положиться", и семья любовника умирающей Джоан. Сюжет - поиски взаимопонимания убитого горем отца и его самостоятельных дочек, а также продажа имения, которая затронет интересы чуть ли не всего острова. Итог - торжество разума над запоздалой ревностью и мудрое решение земельной проблемы.

Гавайи на экране неотразимы. Еще более неотразима старшая дочка в исполнении Шайлин Вудли - явившись впервые в стельку пьяной, она к середине фильма приблизится к идеалу современной яппи. Еще более неотразим Джордж Клуни - серьезный актер с мощной харизмой, умеющий даже скупую мужскую слезу подать без мелодраматических придыханий. Он уже получил за роль "Золотой глобус" и стал самым вероятным претендентом на премию "Оскар".

А в целом удивительно, что картина, где все безошибочно и ничему не веришь, оказалась в лидерах года. По большому счету это говорит о кризисе критериев, а возможно, и всего голливудского кино.

Отвечать будут хулиганством

Идея этого безумного проекта принадлежит худруку театра Галине Волчек и завлиту Евгении Кузнецовой. Им давно хотелось похулиганить и пригласить на постановку музыканта Гаррика Сукачева. Объясняя свой выбор, Галина Борисовна утверждает: "За смелость называться "Современником" надо отвечать всю жизнь".

Гарику сделали предложение, от которого он не смог отказаться. Пьеса известного драматурга Майка Пеккера "Дисфункционалы", с большим успехом прошедшая в лондонском Буш-театре, посвящена истории возвращения распавшейся четверть века назад английской анархо-панк-группы на сцену. Прошли годы, большинство кумиров осталось на задворках, и перед ними возник тяжелый выбор - хранить до старости свои воспоминания о триумфальных моментах своей юности или выгодно продать их, предав свои принципы.

Увлекшись пьесой, Сукачев дал ей новое имя "Анархия" и нашел для нее исполнителей. По ходу репетиций "анархисты" из "Современника" делали вылазки в город, музыкальную студию и на киностудию имени Горького, где была смонтирована копия большой сцены "Современника", - там легче было выстраивать какой-то сложнейший визуальный ряд спектакля (художник-постановщик и художник по костюмам Андрей Шаров).

Кроме того, для создания дополнительных эффектов в спектакле требовались кадры с беснующейся толпой. Решившись повторить трюк на съемках "Ассы", когда финальная сцена с толпой снималась вживую на концерте Виктора Цоя в Зеленом театре ЦПКиО, создатели "Анархии" решили снимать толпу на реальном концерте Сукачева в клубе "Арена". В самый его разгар на сцену вышли инструменталисты созданной для спектакля группы Dysfunckshonalz - Дмитрий Певцов (гитара), Мария Селянская (бас) и Василий Мищенко (барабаны). Вместе с музыкальным консультантом постановки Александром "Чачей" Ивановым актеры исполнили песню группы "РадиоЧача" "Я - враг системы". Когда же на сцене появился Михаил Ефремов с ирокезом на голове, овация зала была обеспечена.

Актеры "Современника" с помощью музыкантов группы "Неприкасаемые" осваивали музыкальные инструменты, а заодно и эстетику, и философию панка. Держать в секрете такой громкий во всех отношениях проект было невозможно. На репетиции то и дело просачивались посторонние вроде создателя группы "ЧайФ" Владимира Шахрина, который вышел вдохновленным.

Из множества самых необычных "аттракционов" проекта есть еще один, который не удался пока даже директору Большого театра. В режиме on-line в разных городах страны люди будут смотреть спектакль через спутник в кинотеатрах. По крайней мере, переговоры проведены, дело осталось за прокатными компаниями. Кроме того, на телеэкранах страны будет показан фильм о спектакле, который снимает Андрей Томашевский.

прямая речь

Мария Селянская, актриса:

-Я в первый раз вообще услышала эту музыку и была в шоке, честно говоря, она совершенно мне не близка. Но потом постепенно стала что-то узнавать, что-то смотреть, какие-то фильмы, какие-то материалы, и сразу все мне стало нравиться. Особенно, когда я стала играть на гитаре и когда стало что-то получаться, это вообще большой восторг.

Чеховские люди

"Вишневый сад", La Театр.

30 января на сцене Вахтанговского театра;

10, 11 февраля в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург, Театральная площадь, 3).

Такая площадка для питерских гастролей московского драматического спектакля, думается, была выбрана не случайно. Чеховские люди в "Вишневом саде" Вадима Дубровицкого, конечно, говорят, как и положено в драме, а не музицируют, но музыка их судеб здесь слышится отчетливо и мелодично. Это вообще удивительно тонкая из ныне идущих "Вишневых садов" постановка, с чутко и четко найденной чеховской интонацией. Которая, как камертон, особенно щемяще звучит сегодня среди повальной будничной суеты сует и повсеместно популярных лопахинских прожектов - вырубить, сравнять с землей и выгодно все распродать: сады и земли - на дачи, судьбы и биографии - на глянцевые стоп-кадры, терзания души - на рейтинговые телевизионные блиц-истории...

Вадим Дубровицкий, режиссер и создатель московского La Театра, прогремевшего своими отчаянно рискованными и одновременно успешными экспериментами переноса на театральную сцену, например, биографической прозы скандально известного Генри Миллера (вспомним Venus Сергея Виноградова), в данном случае взялся за проверенную классику. Сам ее поставил и создал просто поэтизирующий чеховские отношения спектакль. С психологически подробной и очень внимательной к чеховскому слову режиссурой. С рядом практически бенефисных ролей - и в первую очередь Юрия Стоянова, сыгравшего Гаева так, будто раз и навсегда сошлись в этом персонаже все трагедии и комедии чеховского человека. С восхитительной Раневской, которую Анна Дубровская наделила всеми человеческими страстями плюс сказочным обаянием женщины-эльфа. Наконец, с выдающейся работой Станислава Любшина в роли Фирса (перед этим был его потрясающий Вершинин во мхатовских "Трех сестрах", а сейчас - магия перевоплощения и такой "возрастной" скачок).

Классическую чеховскую историю Вадим Дубровицкий начинает по-люмьеровски: с прибытия поезда. Точнее, паровоза, привозящего Раневскую, фактически, из ее закончившегося будущего в ее воскресшее прошлое. С дымом, приятной вокзальной суетой, радостным ожиданием встречающих, ностальгическими вскриками и обмороками... Для зрителя это путешествие во времени оказывается не просто сверхъэмоциональной экскурсией в красивый заповедный мир. Потому что вопрос: можно ли все-таки когда-нибудь хоть на мгновение вернуться в свое счастливое прошлое (или хотя бы удачно сымитировать это возвращение), здесь утрачивает свою риторику и становится сверхактуальным. Как и дилемма: как умудриться, продав прошлое и вырубив настоящее, не перечеркнуть будущее?

Спектакль рекомендуется для просмотра всем тем, кто в понятие "чеховские люди" вкладывает не только литературный или сугубо театральный смысл.

Последнее воскресение

Ток-шоу Александра Гордона "Закрытый показ"

Название фильма The Last Station - производства трех стран - Германии, России и Великобритании - на русский язык перевели, как "Последнее воскресение". Покажут его в ток-шоу Александра Гордона "Закрытый показ". Тем зрителям, которые полагают, что программа создана для того, чтобы смотреть и обсуждать лишь отечественное кино, стоит напомнить, как, например, в "Закрытом показе" демонстрировалась лента Михаэля Ханеке "Белая лента" и другие иностранные картины. В тех лентах присутствие России даже не обозначалось. А тут, помимо того, что сопродюсером выступил Андрей Кончаловский, а композитор - Сергей Евтушенко, так еще и сама тема исконно русская. В центре повествования - история о последнем годе жизни великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Фильм снят режиссером Майклом Хоффманом (он же - автор сценария) по мотивам одноименного биографического романа Джея Парини. Роман историка написан на основе дневниковых записей и документальных свидетельств родных и приближенных Льва Толстого. Съемки картины проходили в Саксонии-Анхальт, в Бранденбурге, Тюрингии и Лейпциге в Германии, а также в России.

В качестве консультантов в работе над фильмом принимали участие потомки Льва Николаевича Толстого.

В главных ролях - Кристофер Пламмер (Лев Толстой) и Хелен Миррен (Софья Андреевна). Фильм, снятый в 2009 году, получил по две номинации на "Оскар" и "Золотой Глобус" 2010 года.

...Прожив долгую жизнь, устав от недопонимания и отчужденности в семье, в ночь на 28 октября 1910 года, в пятом часу утра Лев Николаевич Толстой с тридцатью девятью рублями в кармане тайно уходит из дома. Простудившись по дороге, он заболевает воспалением легких и находит последний приют в домике станционного смотрителя на заброшенной станции Астапово...

Обсуждение фильма обещает быть не менее интересным, чем он сам. В центре студии - съемочная группа: Хелен Миррен, Андрей Кончаловский, Сергей Евтушенко, Андрей Лёвин (роль Валентина Булгакова), артисты дубляжа. А также режиссер и автор сценария Майкл Хоффман - с ним связались благодаря телемосту с Австрией.

С позиции "За" выступают Владимир Толстой - потомок Льва Толстого, директор музея-усадьбы "Ясная Поляна", Павел Басинский - писатель, автор книги "Лев Толстой: бегство из рая", редактор отдела культуры "Российской газеты". (Стоит напомнить, что именно за труд, посвященный Льву Толстому, Павел получил главную награду премии "Большая книга" в 2010 году.) Также фильм поддержали писатель Алексей Варламов, народный артист России Сергей Шакуров, кинодраматург и режиссер Александр Адабашьян и театральный критик Ольга Галахова.

Потомок великого писателя телеведущий и журналист Петр Толстой выступил против картины. Помимо него, фильм раскритиковали толстовед Марина Суровцева, режиссер-документалист Андрей Осипов, литературовед, автор книги "Толстой и кино" Лев Аннинский, доктор филологических наук Андрей Тарасов, сценарист и драматург Эдуард Володарский.

Смотрите: На Первом канале 3 февраля в 23.35

Парад оркестров

Юбилейный марафон. Московской филармонии - 90!

Концертный зал имени П.И. Чайковского

29 января

Три дня продлится концертный марафон, посвященный 90-летию Московской филармонии. Созданная в 1922 году, в самый разгар разрухи и социальных сотрясений, филармония стала в стране Советов настоящим бастионом классической музыки. Достаточно назвать имена московских "филармоников" - Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Владимир Софроницкий, Мария Юдина, Генрих Нейгауз и другие, а сегодня от лица Московской филармонии выступают Элисо Вирсаладзе, Виктор Третьяков, Вадим Репин, Денис Мацуев, Николай Луганский.

Естественно, что праздновать 90-летие Московская филармония будет весь год, и в Москву прибудут известные музыканты, среди которых Чикагский симфонический оркестр под управлением Риккардо Мути, Израильский филармонический оркестр под управлением Зубина Меты и другие. Но 29 января в Концертном зале им. П.И. Чайковского состоится беспрецедентный юбилейный марафон, увертюрой к которому станет выступление Владимира Спивакова с "Виртуозами Москвы" 28 января. На следующий день музыка в филармонии зазвучит уже без пауз - с 11 утра и до полуночи. Публика сможет переходить из зала в зал - из Концертного в Камерный, из Камерного - в кафе "Чайковский", и выбирать программы на любой вкус. Детям Авангард Леонтьев прочитает ершовского "Конька-Горбунка" в сопровождении оркестра. Для поклонников народного творчества выступят Хор имени М.Е.Пятницкого и ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева. Поэзия прозвучит в кафе "Чайковский", а мадригалы и квартеты - в Камерном зале. В Концертном же зале состоится настоящий парад московских оркестров: выступят Камерный оркестр России под руководством Алексея Уткина, Симфонический оркестр Московской филармонии под руководством Юрия Симонова, Национальный филармонический под руководством Владимира Спивакова, ГАСО имени Е.Ф. Светланова под руководством Владимира Юровского. А ближе к полуночи зазвучит "Симфоджаз братьев Ивановых". И даже это - не конец праздничной программы. 30 января Московскую филармонию поздравят с юбилеем Денис Мацуев, Вадим Репин, Александр Князев, Алена Баева и другие. Предрекают, что в марафоне примут участие 10000 меломанов.

Домра-панк-трио

Премьера рок-трио "Дочь Монро и Кеннеди" на "Шоколадной фабрике"

27 января

Это одна из самых ярких, парадоксальных и "литературных" отечественных рок-групп. Да и называются эти громкие, мелодичные и певучие смутьяны необычно: домра-панк-трио. Наверное, у них нет аналогов и в мире. Недаром на Дни российской культуры в Страсбурге было решено послать именно "Дочь Монро и Кеннеди". Светлана Чапурина с ее бурной, живописной и импровизационной компанией - желанный гость на главных альтернативных рок-фестивалях страны: "Пустые холмы", "Сирин", Международном фестивале Сергея Курехина SKIF, "Поющая я".

Выступления трио - зрелище удивительное. Что-то есть в нем от бродячих оркестров и балагурного скоморошничанья. Что-то от черного юмора и парадоксальных историй Даниила Хармса. Чапурина выходит на сцену с домброй, и начинает своим бойким и драматичным голосом петь-рассказывать бытовые истории и байки-наблюдения о повседневной жизни. То слезясь до пасторали, то разгуливаясь до плясовых интонаций и истеричных обертонов "женщины на грани нервного срыва". Баллады, блюз, рок-н-ролл, немного фолка и перченая щепотка этники - таков ее бурный репертуар сегодня. Порой творчество Чапуриной бывает, по-моему, излишне простоватым, в духе семейных перебранок на кухне. Чаще - завораживающим драматургией, иронией и басенными приворотами.

Но предстоящий концерт будет необычным. Готова очередная премьера, а, кроме того, в честь дня рождения любимого композитора, Светлана Чапурина решила сыграть силами своего уникального ансамбля и немного классики Моцарта.

Светлана Чапурина: Например, сыграю на домре какой-нибудь фрагмент "Рондо в турецком стиле", которое у нас часто любят неправильно называть "Турецкий марш".

Почему так часто меняется состав: музыканты-мужчины не выдерживают долго работать с женщиной?

Светлана Чапурина: Нет, это не так. Наоборот, они-то все как раз выдерживают... Причем среди парней у группы все-таки больше поклонников, они регулярно стараются разыскать меня ВКонтакте. Кстати, герои моих песен чаще собирательные персонажи, собранные по кусочкам из отдельных черточек самых разных людей... Ну, а счастливые женщины тоже могут слушать Чапурину, в песнях которой все обычно заканчивается хорошо. Несмотря на то, что все плохо...

В каких местах лучше не появляться, чтобы потом не стать случайно героем очередной вашей песни?

Светлана Чапурина: Лучше всего не приходить ко мне домой - вот тогда точно ничего не подсмотрю. Или не ездить в метро. А в клубах, на автозаправках или шумных тусовках можно - там-то я практически никогда не бываю.

Культура Кино и ТВ Мировое кино Кино и театр с Валерием Кичиным