Из таксомоторных компаний ЮФО в массовом порядке увольняются водители. Они предпочитают заниматься частным извозом нелегально. По словам руководителей предприятий, так отреагировали таксисты на новый закон о регулировании деятельности такси, вступивший в силу 1 января. Водители уходят из официально зарегистрированных фирм, чтобы не связываться со сложной процедурой лицензирования. Что ждет рынок частных перевозчиков, выясняли корреспонденты "РГ".
Из 19 тысяч таксистов, задействованных в Волгоградской области, лицензии получили лишь 2700. Остальные работают нелегально.
До конца 2011 года разрешения выдавались бесплатно, а с 1 января для его получения необходимо заплатить госпошлину в размере 2600 рублей за каждую машину.
Накануне нового года работники управления транспорта и коммуникаций, ответственные за выдачу документов, призывали частников и юрлица, осуществляющих перевозки пассажиров, не откладывать получение разрешения на последние дни декабря, а оформить его заранее. В итоге в конце прошлого года сотрудники управления принимали от 150 до 200 заявлений ежедневно.
Некоторые водители не согласны с требованиями об установке в машине таксометров и обязательном нанесении опознавательной цветографики. По их словам, хорошее авто никто таким образом портить не станет, а скорее станут возить пассажиров на стареньких "копейках" и "шестерках". Чтобы продолжить свою деятельность, водителям придется потратить солидные суммы, в том числе на обязательную "раскраску" автомобиля. Это отразится на стоимости их услуг.
- Закон о такси должен был в первую очередь легализовать пассажирские автоперевозки, но на деле он принят, чтобы собрать с водителей побольше денег, - считает таксист Сергей Антюфеев. - Остается множество вопросов: например, будут ли организованы официальныестоянки такси. Сейчас их нет. Места на вокзалах и прочих доходных местах заняты, за право стоять на них нужно платить до 1000 рублей в неделю.
Непонятно, кто и как будет контролировать перевозки в сфере такси. Безусловно, регулирование пассажирских перевозок нужно, но делать это следует с умом. Недовольство новыми правилами таксисты выразили тем, что подняли цены на свои услуги.
В соответствии с изменениями, внесенными в Административный кодекс, с 1 января ко всем водителям и владельцам такси, осуществляющим перевозки пассажиров и багажа легковым такси без соответствующего документа, будут применяться штрафные санкции.
Однако полиция еще не прибегала к финансовым санкциям - ждет внесения соответствующих изменений в правила дорожного движения.
Принимая областной закон о таксомоторных перевозках, депутаты донского Законодательного собрания обещали предпринимателям, что никаких серьезных изменений в их работе не произойдет и все нововведения не будут разорительными.
- Перевозчики могут не опасаться, что появился еще один контролер. От них требуется только одно: обеспечить безопасность на дорогах и контроль за выручкой, которую получюют предприятия и предприниматели от перевозок. А еще исправно платить налоги, - подчеркнул председатель комитета донского парламента по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике, транспорту и связи Владимир Гребенюк.
Но далеко не все перевозчики разделяют оптимизм чиновников и депутатов. По мнению батайского таксиста Владимира Седова, перемены в конечном счете обернутся против потребителя, потому что мелкие игроки уйдут с рынка. В итоге останется только несколько крупных компаний, которые станут диктовать свою цену. Уже сейчас поездка по Ростову стоит в среднем на 50 рублей дороже, чем было до нового года.
Желание же сделать рынок частных перевозок прозрачным может иметь обратный эффект: законопослушные таксисты перейдут в разряд "бомбил". Такое мнение высказывают некоторые эксперты.
В Калмыкии любые перемены на таксомоторном рынке особенно актуальны. Ведь в столице республики кроме пассажирских маршруток и такси других видов общественного транспорта нет.
По данным управления Федеральной налоговой службы, на 1 июля прошлого года в республике зарегистрировано 34 компании, занимающиеся таксомоторными перевозками, и около полутора тысяч индивидуальных предпринимателей. Пока разрешения получили только 11 коммерсантов. Еще несколько заявлений рассматриваются. Тем не менее, власти уверяют, что волноваться жителям не стоит.
- Сейчас на этом рынке довольно жесткая конкуренция, недостатка в машинах нет, -сказал заместитель министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Калмыкии Юрий Ользеев. - Ждать такси, заказанное по телефону, приходится всего 5-7 минут. Так что даже если несколько предпринимателей откажутся работать по новым правилам, на потребителях это не скажется. Думаю, что со временем разрешения получат все основные участники рынка.
Виктория Гурьянова, представитель губернатора в Астраханской областной думе:
- В Астраханской области принят закон об автотранспортном обслуживании населения. Теперь регулированием вопросов перевозки пассажиров и багажа легковыми такси занимается министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов. Ведомству также предписано выдавать разрешение на открытие новых маршрутов, изменение расписания движения. Делается это после изучения пассажиропотока и транспортно-социологических опросов, на основании прогноза ожидаемых объемов перевозок, соответствия требованиям безопасности дорожного движения.
Илья Кошкарев, председатель комитета Волгоградской областной думы по экономической, инновационной политике, науке, промышленности и транспорту:
- 1 января начал действовать новый закон о транспортном обслуживании населения легковыми такси на территории Волгоградской области. Он призван обеспечить безопасность пассажирских таксомоторных перевозок, здоровую конкуренцию среди перевозчиков, повысить качество и комфорт перевозок. Собираемость налогов в этой сфере бизнеса, как ожидается, повысится. После вступления закона в силу объем налоговых поступлений по единому налогу на вмененный доход в местные бюджеты увеличится на 16 миллионов рублей в год. Понятно, что не все игроки рынка довольны новыми правилами. Нужно время, чтобы закон заработал и все к нему привыкли. Депутаты намерены в дальнейшем внести в закон необходимые изменения.
Армен Оганесян, председатель волгогрдского отделения общероссийской организации "Движение автомобилистов России":
- Сегодня сложно дать прогноз относительно дальнейшего развития рынка. Но очевидно, что есть предпосылки для ухода бизнеса в тень. Скорее всего, в закон еще будут вноситься изменения. А пока контролирующим органам и сотрудникам ГИБДД стоит лояльнее относиться к таксистам, не имеющим лицензии.