26.01.2012 12:00
    Поделиться

    Власти Приморья не нашли средств на организацию трудоустройства осужденных

    В бюджете Приморья не нашлось средств на организацию трудоустройства осужденных

    Несмотря на нехватку рабочих рук и большое количество вакансий в центрах занятости, на местах не торопятся привлекать необходимые кадры из числа осужденных. Проблемы трудоустройства этой категории граждан участники координационного совета при управлении минюста России по Приморскому краю поднимают не первый год, но ситуация не улучшается. В причинах разбирался корреспондент "РГ".

    Вся производственная деятельность в исправительных учреждениях страны организована в соответствии с концепцией развития уголовно-исполнительной системы (УИС) РФ до 2020 года, разработанной минюстом и Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН) России. Ее главная цель - ресоциализация осужденных, восстановление и закрепление у них трудовых навыков, необходимых для адаптации в обществе и предупреждения рецидивной преступности.

    Для решения этих задач в Приморье функционируют 11 центров трудовой адаптации. В том числе - специализированное сельхозпредприятие и лечебно-производственная мастерская, три колонии-поселения для осужденных, работающих в организациях разных форм собственности на основе контрагентских договоров. Вопросы профобразования решают шесть профессиональных училищ и семь филиалов, в которых идет обучение по 22 специальностям, а по трем дается начальное профобразование. Тем не менее, как признают сотрудники службы исполнения наказаний, средств для создания дополнительных рабочих мест не хватает, оборудование устаревшее, а заказов мало.

    - Наши подразделения обеспечивают осужденных работой за счет выполнения заказов коммерческих компаний. По итогам 11 месяцев прошлого года таким образом удалось выпустить товаров и оказать услуг почти на 196 миллионов рублей (в 2010 году - на 223,3 миллиона), - рассказала и.о. замначальника управления ФСИН России по Приморскому краю, подполковник внутренней службы Анна Мега. - Выручают внутриведомственные заказы: заключенные изготавливают для себя вещевое имущество, производят продукты питания, стройматериалы, изделия коммунально-бытового и специального назначения. В прошлом году стоимость всего этого составила около 67 миллионов рублей. Но нам крайне необходимо предоставлять работу людям, отбывающим сроки и имеющим исполнительные листы, иначе они не смогут выполнить решения судов по уплате алиментов и других финансовых обязательств.

    Между тем статистика такова: в 2011 году к оплачиваемым работам привлекли 2503 человека (менее 18 процентов осужденных), в том числе десять процентов занятости обеспечили предприниматели. Из 6235 осужденных, имеющих исполнительные листы, трудоустроено менее 19 процентов.

    Необходимо предоставлять работу людям, отбывающим сроки и имеющим исполнительные листы, иначе они не смогут выполнить решения судов по уплате алиментов и другим выплатам

    В Федеральном законе № 277 говорится, что органы государственной власти субъекта РФ за счет ассигнований собственных бюджетов вправе оказывать содействие в обеспечении трудовой занятости осужденных. Вот эта формулировка "вправе" и дает основание краевым властям отмахиваться от УФСИН, ссылаясь на дотационность бюджета.

    По словам Анны Мега, уже пять лет руководство территориального ГУФСИН России предлагает краевым властям разработать целевую программу использования потенциала предприятий уголовно-исполнительной системы Приморья в экономике территории, но не находит поддержки. Более того, на одном из совещаний губернатора этот вопрос сняли с повестки без объяснения причин.

    По постановлению правительства РФ учреждения УИС, участвующие в размещении заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, имеют преимущества, но на практике льготы не предоставляются.

    - Необходимо усилить меры прокурорского реагирования на эту ситуацию, а пока идет лишь переписка. Нужно привлекать к ответственности тех, кто не обращает внимания на  предписания, ведь если суд приговорил к исправительным работам, выходит, решение суда не исполняется, - считает Константин Трошин, начальник главного управления министерства юстиции РФ по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.

    Начальник управления мин­юста России по Приморскому краю Александр Ролик согласен, что "нужно повышать занятость осужденных, для чего требуется усилить функциональное взаимодействие ГУФСИН с органами власти и бизнесом".

    Впрочем, сам бизнес, кажется, готов пойти навстречу работникам УИС. Представитель регионального отделения "ОПОРЫ России" Александр Беловицкий попросил предоставить информацию об имеющемся в системе ГУФСИН оборудовании и квалификации лиц, отбывающих наказание, пообещав содействие в увеличении заказов от предпринимателей.

    - Нужны перечень колоний, адреса, сведения о наличии подъездных путей, автодорог, тупиков, энерго- и водоснабжения, видах производств, а также образцы продукции. Я донесу информацию о том, какие налоговые преимущества получат бизнесмены, передающие заказы в зоны, до 300 членов нашей организации, - пообещал он.

    А как у соседей

    На Сахалине утверждена программа развития областных УИС, правда, на ее выполнение с каждым годом выделяется все меньше средств: в 2010-м - девять миллионов рублей, в 2011-м - только 4,4.

    В Республике Саха (Якутия) реализованы две республиканские целевые программы - "Укрепление правопорядка" и "Профилактика правонарушений". В 2010 году в рамках этих программ для развития УИС было выделено 7,5 миллиона рублей, в 2011 году - семь миллионов.

    УФСИН России по Камчатскому краю включено в программу "Дети Камчатки", по которой на развитие воспитательной колонии в 2010 году были выделены 100 тысяч рублей.

    В Амурской области по итогам совещания губернатора с главами муниципалитетов учреждениям УИС Приамурья при размещении заказов предоставлялись преимущества в отношении предлагаемой цены контракта. В 2010 году здесь заключили государственные контракты на сумму более 2,5 миллиона рублей.

    Поделиться