26.01.2012 09:10
    Поделиться

    Омбудсмен: Ситуация с жильем для красноярских сирот долго была плачевной

    С какими бедами приходят красноярцы к детскому омбудсмену?

    В минувшем декабре краевые парламентарии приняли важные для детей-сирот изменения в региональном законодательстве.

    Отныне в бюджет заложены средства на текущий ремонт жилья, закрепленного за сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. На эти цели из краевой казны выделено более пяти миллионов рублей. Насколько своевременна для Красноярского края такая мера и чем она облегчит жизнь детей-сирот? С какими проблемами приходят люди к детскому омбудсмену? Как бороться с педофилами? На эти и другие вопросы "РГ" отвечает Уполномоченный по правам ребенка в Красноярском крае Альбина Комович.

    Российская газета: Альбина Дмитриевна, обеспечение жильем детей-сирот - проблема острая. Бывшие детдомовцы, уже став взрослыми, стоят в очереди по многу лет. Те же, за кем изначально были закреплены хоть какие-то квадратные метры, находят их практически непригодными для жилья. Чем помогут принятые властями законодательные изменения?

    Альбина Комович: По закону, если родителей лишают их прав или папа с мамой погибают и ребенок остается сиротой, за ним закрепляют принадлежащую родителям жилплощадь, чтобы по достижении совершеннолетия сироте было куда вернуться из дома-интерната. 10-12 лет назад за ребенком закрепляли любое жилье, даже ветхое. И к тому времени, когда сирота достигал совершеннолетия, его дом окончательно разрушался. Плоды этой бесхозяйственности мы сейчас и пожинаем.

    Почему нужны и важны принятые изменения в законодательстве? Потому что во многих муниципалитетах в бюджете нет денег на поддержание закрепленного за детьми-сиротами жилья в приличном состоянии, ведь большинство территорий у нас дотационные. Выделение средств из краевого бюджета поможет решить эту проблему. Вообще, вопрос получения сиротами собственной жилплощади стоит очень остро. Тем детям, за которыми жилье не было закреплено ввиду его отсутствия, должно помогать государство. Но у государства нет таких денег, чтобы всем, кто остался без попечения родителей, раздать по квартире. И куда идти сироте, когда он закончил обучение в училище или институте, а значит, не может больше претендовать на место в общежитии?.. Многие стараются, получив одну профессию, освоить вторую - лишь бы не выгоняли на улицу, сохранили за ним койко-место. На краевой комиссии по распределению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у нас был разговор с сотрудниками администрации Красноярска о том, что жизненно необходимо строить жилье специально для таких детей. Насколько знаю, в краевом центре планируется возведение одного такого дома.

    В ситуации дефицита жилья кажется - детям, за которыми жилье закреплено с самого начала, повезло. На поверку же выходит, что с такого "закрепления" тоже зачастую никакого проку. Стоит у такого сироты в глухой деревне оставшийся от родных частный дом - кто его будет охранять, чтобы не растащили по бревнышку? Или жилье есть, но в нем кто-то жил, а ремонт не делал. Вообще, за этим должны следить муниципальные органы власти, сдающие такой дом внаем до достижения сиротой совершеннолетия. Пускаете жильцов? Следите, чтобы они относились к жилищу уважительно, не разрушали его, ремонтировали. Помню, был случай, когда сироту заселили в такой закрепленный за ним "дом": окон нет, печь разломана... Органы опеки только руками развели - у нас, мол, на восстановление денег нету. Поэтому закон, когда на ремонт такого жилья по заявкам территорий выделяются средства из краевого бюджета, очень нужен.

    Должна сказать, что многие годы жилье для детей-сирот практически не строили и не покупали. Сейчас ситуация изменилась - крупные суммы на приобретение площадей выделяют и краевой, и федеральный бюджеты.

    РГ: То есть в Красноярском крае число детей-сирот, стоящих в очереди на жилье, сократилось?

    Комович: Скорее, увеличилось число тех, кому это жилье выделили. Насчет сокращения очереди - вопрос сложный, ребятишек, оставшихся без папы и мамы, у нас хватает, да и прав родителей лишают регулярно.

    РГ: С какими жалобами к вам, детскому омбудсмену, обращаются чаще всего?

    Комович: Если анализировать жалобы, то самое большое количество заявлений приходит именно по жилью. Обращаются не только сироты, но и семьи, у которых есть жилищные проблемы. В общей сложности это около 50 процентов от всех приходящих на имя Уполномоченного по правам ребенка заявлений. 17 процентов - обращения по вопросам усыновления. Нарушение прав детей в семьях - 12 процентов, такое же число обратившихся по алиментным обязательствам. Каждое заявление разбираем самым тщательным образом, ведь зачастую в аппарат детского омбудсмена идут, уже отчаявшись, как в последнюю инстанцию...

    РГ: А сами ребятишки обращаются?

    Комович: Гораздо меньше, чем взрослые, примерно 8-9 процентов от общего числа. Правда, с тех пор, как у нас заработал телефон доверия, много подростков стало звонить по нему. Но есть и те, кто приходят ко мне лично. Например, не так давно были две сестры-подростка, жаловались на жестокое обращение со стороны матери. Приходил мальчик: после развода родителей он живет с мамой, отношения между ними не складываются, поэтому подросток хотел, чтобы его отдали отцу. Мы с ним долго разговаривали и сумели найти правильное, надеюсь, решение проблемы...

    РГ: Насколько известно, в феврале Красноярский край планирует посетить уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов?

    Комович: Да, 28 февраля Астахов проведет семинар "Каждому ребенку - семья и дом" для уполномоченных по правам ребенка, руководителей и специалистов министерств и ведомств Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. 29 февраля состоится второй краевой форум - "Общество, дружелюбное к детям". Причем заявки на участие прислали и другие регионы - Калуга, Рязань, Воронеж, Кострома, Брянск, Пермь, Волгоград... Событие для региона очень значимое, открывать форум будут Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка и губернатор Красноярского края, предполагается участие полпреда СФО Виктора Толоконского. На форуме и семинаре будут работать различные мастер-классы и секции, например, "Главное право ребенка - жить и воспитываться в семье", "Региональный опыт развития семейных форм воспитания", "Раннее вмешательство в ситуацию кризиса в семье".

    РГ: Такое ощущение, что нас захлестнул вал педофилии... У вас, как у Уполномоченного по правам ребенка, просили помощи дети или взрослые, столкнувшиеся с этой бедой?

    Комович: Вы подняли очень больную тему. Было несколько таких жалоб. В одном случае даже обращался адвокат, выступая в защиту прав 11-летней девочки, отец которой проявлял к ребенку совсем не отцовские чувства. К сожалению, правоохранительными органами нам было отказано в возбуждении уголовного дела по этому случаю, несмотря на то что лично я, разбираясь в этой истории, поняла: действия сексуального характера в отношении ребенка действительно имели место.

    РГ: Почему же в возбуждении дела отказали?

    Комович: Я потом читала материалы - органы сочли показания девочки туманными и запутанными. Да как же ей, пережившей такой стресс, не путаться, когда ее допрашивают снова и снова, вызнавая подробности! Получается грустная вещь: с одной стороны, законодательство к педофилам ужесточается, с другой - ребенку не доверяют...

    Я полностью согласна с Павлом Алексеевичем Астаховым, сказавшем в одном интервью: надо принять такой закон, чтобы преимущественное право на доверие было именно у ребенка! И травмировать его многочисленными допросами ни в коем случае нельзя, об этом говорит и международная конвенция о правах ребенка. Нужны показания? Подготовьтесь качественно к допросу - одному-единственному, сделайте видеозапись, чтобы можно было потом к ней возвращаться, но не мучьте маленького человечка, которому и так пришлось очень тяжело...

    РГ: И чем закончилась эта история? Неужели ребенок остался жить с таким отцом?

    Комович: Нет, у девочки все хорошо, ее мама разошлась с тем мужчиной. Вот только не найдет ли он для своих целей другого ребенка?..

    РГ: В 2005 году в Америке от побоев погиб малыш, усыновленный семейной парой из США в Красноярском крае. Ставшие полуторагодовалому мальчику вторыми папой и мамой Дикстры недавно признаны невиновными. Как такое возможно?

    Комович: Да, мальчик погиб всего через несколько месяцев после усыновления. Следствие шло очень долго, закончилось только сейчас, отца, обвиняемого в убийстве, американский суд оправдал. Теперь российской стороной, Следственным комитетом РФ, возбуждено новое уголовное дело, ведется расследование с нашей стороны, о результатах говорить пока рано.

    РГ: Много иностранцев сейчас усыновляют наших детей?

    Комович: Раньше было больше. По данным за 2010 год, в Красноярском крае 204 ребенка усыновлены гражданами России и 133 - иностранцами. В том числе за границу в новые семьи уехали шесть детей-инвалидов. Граждане нашей страны ребятишек с ограниченными возможностями в 2010 году не усыновляли.

    Поделиться