Театрам Свердловской области выделили гранты из облбюджета

Согласно статистике, театр доступен лишь 45 процентам населения Свердловской области. Чтобы переломить ситуацию, с этого года в регионе коренным образом изменили систему господдержки театрального искусства.

- Выбор репертуара, репетиционная работа при подготовке нового спектакля - это основные составляющие творческого процесса, - подчеркивает министр культуры Свердловской области Алексей Бадаев, - и один из механизмов поддержки театральных организаций на Среднем Урале - гранты из облбюджета, по пять миллионов каждый, которые станут экономическим стимулом для подготовки новых спектаклей.

Рождение спектакля обеспечивается так называемыми постановочными расходами, которые включают гонорары авторам материала, режиссеру, дирижеру, создание декораций, световой партитуры, пошив костюмов, оплату репетиционного процесса и так далее. До 2012 года 29 из 30 профессиональных театров области оплачивали постановки из собственных, заработанных на продаже билетов средств. Особняком стоит лишь Екатеринбургский театр оперы и балета - единственный на Урале театр федерального подчинения, которому госбюджет стабильно обеспечивал половину постановочных расходов. Бюджет этого храма искусства в прошлом году составил 300 миллионов, из которых 55 театр заработал самостоятельно при цене билета от 100 до 1500 рублей с  75-процентной заполняемостью зала. И некорректно сравнивать возможности оперного и, допустим, нижнетагильского драмтеатра, которому бюджет города перечисляет в год 22 миллиона.

Соответственно разнится и цена постановки. 5,5 миллиона рублей, в которые обошлась "Любовь к трем апельсинам", - рекорд оперного. "Еще пять лет назад пиковая цена постановки была три миллиона", - замечает директор театра Андрей Шишкин. Бюджет намеченной на сентябрь премьеры оперы "Борис Годунов" - "гвоздя" юбилейного, сотого, сезона - уже десять миллионов рублей (пять из них обеспечены областным грантом).

Самым дорогим спектаклем Свердловского театра музкомедии (областного подчинения) была "Екатерина Великая" - пять миллионов рублей.

- Нас жанр обязывает: музыкальный спектакль, будь то оперетта или мюзикл, по определению не может быть бедным, - вздыхает директор театра Михаил Сафронов.

На ноябрь назначена премьера "Белой гвардии" по Булгакову, планируемый постановочный бюджет - семь миллионов: пять - средства гранта, остальную сумму предполагается разложить на спонсоров.

Такого же гранта частному "Коляда-Театру" хватило на три проекта: по миллиону на гастроли в Москве и постановку "Маскарада" и три - на проведение международного фестиваля "Коляда-Plays".

Муниципальный Екатеринбургский ТЮЗ, который с июля закроется на капремонт и временно обретет "бродячий" статус, потратит грантовые миллионы на проект "Театр у школьной доски". Подобно идущему к горе Магомету, артисты отправятся к зрителю - в школы - с эскизами на темы 15 произведений классической русской литературы. ТЮЗу горбюджет выделяет в год 44 миллиона - хватает на оплату коммуналки и на четверть зарплаты артистов. Еще 26 театр зарабатывает самостоятельно, продавая билеты по 150 рублей, при этом заполняемость редко достигает ста процентов. Согласно плану, спускаемому из горадминистрации, ежегодно ТЮЗ должен отыграть 310 спектаклей, выпустив четыре премьеры - исключительно за счет собственных средств.

Самый дорогой спектакль ТЮЗа - "Без вины виноватые" по Островскому - обошелся в два миллиона, "совершенно фантастические для нас деньги", по словам директора. На спектакле работала приглашенная из Санкт-Петербурга постановочная команда, и бюджет отяготили такие статьи, как повышенный гонорар, расходы на перелеты и проживание приглашенных звезд. Пришлось также делать долговременные инвестиции: покупать световую аппаратуру за 600 тысяч рублей, поскольку, как заметили гости, "на ваших "дровах" результата не будет".

Дешевле обходятся постановки своими силами. Например, после семинара по современной польской драматургии два эскиза показались достойными репертуара - "Песочница" и "Тестостерон", которые поставили артисты ТЮЗа Дмитрий Михайлов и Олег Гетце. Директор театра Светлана Учайкина отмечает, что "немного вложившись, получили продукт, который пользуется успехом у зрителя". Бюджет "Песочницы" - сто тысяч рублей. Что касается партнерства с частным бизнесом, то его результат оценивается исключительно в натуральном выражении.

- Предприниматели могут поддержать не "живыми" деньгами, а только ресурсом. Например, нам делают хорошие скидки гостиницы, авиакомпании. Для проведения фестиваля "Реальный театр" бизнесмены предоставляли конфеты, минеральную воду... И мы берем продукцию, не стесняемся, - рассказывает Учайкина.
Нижнетагильский драмтеатр в этом смысле более удачлив.

- В ноябре мы впервые сыграли премьеру "Сальто-морале", которая не стоила театру ни копейки. Спасибо спонсорам - гостинице и строительной фирме. Это наш первый опыт партнерства с частным бизнесом, - рассказывает художественный руководитель театра Игорь Булыгин.

Здесь самая затратная постановка - "Вишневый сад" за 880 тысяч рублей, самая дешевая - детский спектакль "Снежная королева" за 220 тысяч.

Частный "Коляда-Театр" можно назвать визитной карточкой Свердловской области. Его актеры приглашение на очередные заграничные гастроли воспринимают как должное. Художественный руководитель, главный режиссер и артист Николай Коляда характеризует свой театр как чрезвычайно успешное предприятие: "В месяц мы зарабатываем миллион-полтора - это мало?" Основные средства производства - 60 стульев в зрительном зале, билеты по 400-500 рублей, в месяц играется более 50 спектаклей. При этом заполняемость зала превышает сто процентов: за свои деньги особо преданные зрители согласны приткнуться даже на ступеньках, смягченных подушечками.

Основная статья театральных расходов - налоги и обязательные социальные выплаты - до 40 тысяч рублей ежемесячно. Примерно такую же сумму составляют коммунальные платежи. От арендной платы театр избавлен: областные власти безвозмездно передали Коляде на десять лет здание в центре города - деревянный домик с мезонином.

- Я ставил разные спектакли, - говорит Николай Коляда. - В "Современнике" на сцене "стояло" шесть миллионов рублей, в Германии спектакль стоил гигантских денег. Но я могу и за копейки спектакль поставить.

Николай Коляда славится умением минимизировать постановочные расходы за счет "сценографии с помойки". Именно там добыт, например, стульчик, которым исчерпываются декорации спектакля "Наташина мечта". Костюмы порой взяты из того, что мешками приносят в театр люди добрые, списанные костюмы отдают и коллеги - драмтеатр и оперный.

Бюджет спектакля "Фронтовичка" составил две тысячи рублей - цену вечернего платья для героини, остальные костюмы из "подбора", а декорации - 30 березовых чурбаков. Дорогим для "Коляда-Театра" (50 тысяч рублей) считается "Гамлет", для которого приобретались "строгие" собачьи ошейники и ванна за восемь тысяч рублей. Декорация, впрочем, не стоила ни копейки - она выстроена из банок из-под кошачьего корма, которым питаются восемь кошек Коляды. Самым затратным режиссер считает "Бориса Годунова" с бюджетом около ста тысяч рублей.

"Коляда-Театр", пожалуй, единственный на Урале, имеет постоянного инвестора - самого Николая Коляду.

- Я не считаю и никогда не считал, сколько своих денег я вкладываю в театр. Все мои гонорары уходят сюда. На них мы купили пять квартир для артистов, - признается он. - В моем завещании написано, что в случае моей смерти все движимое и недвижимое имущество, все мои доходы, все мои авторские выплаты за спектакли уйдут в фонд "Коляда-Театра".

Комментарий

Анатолий Гредин, и.о. губернатора Свердловской области:

- Руководство страны всерьез занимается проблемами российских театров. Ряд поручений был дан субъектам РФ в прошлом году. В частности, принято решение о внедрении системы грантовой поддержки театральных организаций, о разработке комплекса мер по развитию гастрольной деятельности, совершенствовании материально-технической базы учреждений культуры. Одно из поручений - это разработка региональных концепций развития театрального дела. У нас должна быть программа, содержащая четкий план действий по каждому театру.

Между тем 

Президиум облправительства, рассматривая исполнение поручений президента и правительства РФ по развитию театрального искусства, признал требующими неотложного решения две задачи: обеспечить актерам заработок, равный среднеобластному (24,5 тысячи рублей), и свой угол.

Сейчас зарплата актера в первоуральском театре "Вариант" - 12,5 тысячи рублей, в екатеринбургском ТЮЗе минимум (для начинающих) - 15 тысяч, в драмтеатре и музкомедии средняя - 17 тысяч, в оперном - 33 тысячи рублей в месяц.

Решение квартирного вопроса позволит избежать хронической утечки уральских кадров в Москву. Профессия стремительно молодеет, и средний возраст свердловских артистов - 30 лет. Ипотека или аренда квартиры для них неподъемны. Свердловский драмтеатр, приняв в труппу 15 иногородних артистов, ежемесячно тратит 1,5 миллиона рублей на съем жилья.

Бездомными в области остаются не только артисты, но и сами театры. Например, драмтеатр в Серове арендует площадку Дворца культуры, на это уходит 20 процентов бюджета театра (в 2012 году - 4,2 миллиона рублей). На строительство нового здания необходимо 500 миллионов рублей, еще 30 - на проектирование. В рамках целевой программы развития культуры в бюджете региона на реконструкцию и строительство театральных зданий предусмотрено 142,97 миллиона рублей.