Киргизские власти займутся религиозным образованием имамов

Подавляющая часть имамов, проповедующих в мечетях республики, не имеет религиозного образования.

70 процентов исламских священнослужителей Киргизии не располагают соответствующей образовательной базой. Заявил об этом руководитель южного управления Государственной комиссии по делам религий Камбаралы Узаков. Он же усомнился в содержании проповедей.

Ликбез для муллы

Отныне за обучение священнослужителей берется государство. По словам Узакова, для них организуют 20-дневные курсы по изучению философии, религиоведения и других дисциплин. Однако насколько эффективным будет такой ликбез? А главное, нужно ли в таком случае молодым людям выезжать для получения религиозного образования за рубеж?

На эти вопросы попытался ответить начальник10-го главного управления МВД Киргизии полковник милиции Шакир Зулимов. По его словам, силовики "не в состоянии проконтролировать, кто куда едет и с какой целью, а также выяснить, кто отбывает за границу за религиозным образованием, а кто с совершенно иными целями". В милиции считают, что именно с такими "студентами" в республику проникли многие экстремистские течения. Зулимов сообщил, что были случаи, когда под видом поездки на религиозную учебу молодых людей отправляли в лагеря боевиков. "Киргизия уже давно стала перевалочной базой для террористических и религиозно-экстре-мистских организаций", - отмечает он.

- В 2011 году по сравнению с 2010-м количество задержаний и возбуждений уголовных дел за религиозно-экстремистскую деятельность выросло в полтора-два раза, - подчеркнул Зулимов. - После июньских событий 2010 года активисты этих групп ушли в подполье, изменив тактику. Кроме того, резко увеличились внутренние и внешние миграционные потоки. Этим пользуются экстремистские организации. Сейчас они вербуют в свои ряды парней и девушек. В последнее время отмечается активизация женского крыла "Хизб ут-Тахрир". Главари формирований пользуются тем, что к гражданкам в республике применяется не такое суровое наказание, а порой они и вовсе избегают ответственности. Для нашего общества это очень опасно, ведь девушки приводят туда и своих детей.

О проблемах религиозного экстремизма говорится на протяжении уже двух десятков лет. В том числе и о том, что имамы проповедуют не то, что следовало бы, а мечетей в Киргизии строится больше, чем школ. Сто раз вносились поправки в соответствующие законы, составлены сотни планов работы. Но увы...

Учиться, учиться и учиться!

Сами имамы относятся к повышению квалификации по-разному. Казы Ошской области Ниязалы-ажи Арипов, к примеру, считает, что необходимость в обучении имамов назрела давно. Прежде всего потому, что сейчас, когда обострились проблемы радикализма и экстремизма, каждый духовный деятель должен хорошо разбираться в теологии.

Имам из Кара-Сууйского района казы Асатилла-ажи Нурматов согласен со своим коллегой.

- Наука каждый день обогащается новыми данными, - говорит он. - Важно учиться всегда. Особенно для нас, священнослужителей. Порой бывает, что мы испытываем трудности, когда чего-то не понимаем. А ведь мы должны как следует разобраться в нововведениях, чтобы потом донести их до верующих. Поэтому каждый имам обязан обновлять свои знания.

А вот религиозный деятель из Кадамжайского района Айбек Нурмаматов утверждает, что специалисты, имеющие высшее религиозное образование, не хотят идти в мечети.

- Откровенно говоря, наша мечеть в селе Охна осталась без имама, - сетует он. - Прежний, с высшим образованием, не захотел там работать. Районный казы отправил на учебу нас. Бог даст, подтяну свои знания, получу разрешение проповедовать в мечети. Но ведь не только в имамах затруднение. Мы читаем проповеди лишь в мечетях. А время сейчас такое, что каждый живет как хочет. Поэтому люди, лишенные религиозного образования, от недомыслия или же из-за денег идут в радикальные течения. Чтобы взять под контроль этот процесс, должно подключиться и все общество.

Тимур Козукулов, эксперт по религиозным вопросам, считает, что курсами для имамов решить проблему невозможно.

- Я не разделяю оптимизма тех, кто считает, что таким способом можно решить многие вопросы, - подчеркивает он. - Для этого нужна комплексная госпрограмма, единая государственная политика в религиозной сфере.

комментарий

Кадыр Маликов, директор независимого аналитического центра "Религия, право и политика":

- В республике семь исламских вузов и более сорока медресе, но нет единых учебных программ, методики преподавания. В большинстве учебных заведений преподается всего несколько предметов - Коран, хадисоведение, арабский язык и акыйнет - вероубеждение. И только в некоторых вводятся английский язык и компьютерная грамотность.

Уровень подготовки специалистов в исламских университетах не отвечает современным требованиям рыночной экономики. Обучение в изолированной от общественно-политической жизни среде формирует стереотипное восприятие как реалий современности, так и задач ислама. И хотя по идее медресе должны противостоять религиозному экстремизму, они не только не делают этого, но и сами иногда становятся жертвой различных радикальных течений.

Основная причина - в низком уровне образования учеников медресе, слабом представлении о светских науках, материальных проблемах и нехватке кадров. Мешает же реформированию исламского образования недоверие. Главы духовенства боятся, что реформирование духовного образования может привести к искажению основ веры. А у светской власти есть опасение, что светское образование сольется с религиозным и возникнет опасность преобладания последнего. То есть проведение реформ затрудняет обоюдное недоверие.

Но обе стороны на первое место должны выдвигать общую ответственность за будущее страны, укрепление и сохранение национального государства путем взаимных уступок.