Программа льготной утилизации автомобилей будет возобновлена

Минпромторг будет настаивать на введении экологического транспортного налога. Но на решение этого вопроса уйдет 4-5 лет. Зато программа льготной утилизации легковых автомобилей может быть продлена уже в этом году, сообщил в четверг журналистам директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения минпромторга Алексей Рахманов. Но не для всех и не везде.

А лишь для определенных категорий граждан, например для инвалидов, либо в отдельных регионах. Подробностей Рахманов не сообщил, заметив, что в министерстве собралось немало обращений с просьбой продлить антикризисную программу утилизации, которая завершилась в 2011 году. Напомним, что за старое авто его владелец получал сертификат на 50 тысяч рублей, чтобы использовать для покупки новой машины. "Если правительство увидит потребность в мерах поддержки, мы не против. Технически для продления программы препятствий нет", - сказал Рахманов.

Но вопросы, которые придется решать, есть. Один из них - финансирование, на программу надо заложить деньги в бюджете. Кроме того, по оценкам минпромторга, такая категория потребителей, как инвалиды, с точки зрения покупателей авто, достаточно "размыта".

И непонятно, какое число машин может быть востребовано. 10 тысяч, а может быть, 200 тысяч?

Что касается завершившейся программы, то Рахманов оценил ее высоко. При сданных в утиль старых машин и выписанных свидетельств на 601 тысячу новых авто продано 599 945 автомобилей. То есть программа исполнена на 99,9 процента. При этом счастливыми обладателями машин по уже выписанным свидетельствам пока не стали граждане, сдавшие свои авто в последнюю неделю декабря 2011 года. Не получили их и те, кто не дожил до покупки или, например, ушел по призыву в армию. Это примерно 1400 машин. Их, как пообещал Рахманов, дилеры продадут. И приобрести их смогут, в первую очередь, наследники умерших граждан. А вот свидетельства, которые некоторые граждане, сдавая свои машины, приобретали "на всякий случай" - а такие тоже были, - перепродать уже не удастся.

По словам Рахманова, половина участников программы льготной утилизации покупали все-таки самые дешевые старые модели АвтоВАЗа. Но с 2012 года, как подчеркнул главный куратор российского автопрома, на этом предприятии начинается "плавный уход" от старых моделей и запуск новых, тоже рассчитанных на массового потребителя.

Через восемь лет в России ежегодно должны выпускать по 3,3 миллиона авто, то есть по 363-380 машин на тысячу жителей

Стимулирование объемов выпуска автомобилей и обновление автомобильного парка в министерстве сегодня считают главной темой российского авторынка-2012. Рахманов сообщил, что в прошлом году впервые за последнюю трехлетку наш автопром, включая иностранные бренды, произвел более 2 миллионов автомобилей. И напомнил, что к 2020 году по планам правительства их ежегодно должно выпускаться 3,3 миллиона, то есть 363-380 машин на тысячу жителей. Но это случится при условии, если темпы обновления автопарка будут не ниже 6 процентов в год, сейчас - это всего 3,3 процента. Кстати, в Западной Европе сегодня на тысячу человек приходится по 600-700 авто.

Отвечая на вопрос "РГ", будет ли минпромторг в этом году отстаивать необходимость трансформации транспортного налога и внедрять в него экологическую составляющую, Рахманов сказал, что делать это надо, поскольку это принципиально важно для защиты нашего рынка от техники низкого качества азиатских авто. Но на решение проблемы, по его мнению, уйдет 4-5 лет.

Резких шагов не будет, успокоил Рахманов. И сообщил, что минпромторг подготовил концепцию по утилизации автотранспорта в стране, с которой согласилось министерство природных ресурсов. А вот дебаты с министерством финансов и министерством экономического развития продолжаются. Камнем преткновения является идея создания так называемого утилизационного фонда, в который будут направлять штрафы за нарушение экологического законодательства. По Бюджетному кодексу создание таких фондов запрещено, поэтому вопрос остается открытым.

Что касается присоединения России к ВТО и возможного снижения цен на авто, то, по словам Рахманова, сокращение ввозной пошлины на 5 процентов "погоды не сделает". Между тем сегодня средняя цена машины иностранного производства дошла в России уже до 23,5 тысячи долларов. Директор департамента добавил, что на нашем рынке четко прослеживаются тенденции по размыванию монополистического фона. И это залог развития конкуренции, которая и будет регулировать цены.