Предложение Кожемяко лишить молодых мужчин пособий по безработице не поддержали

Вчера "РГ" опубликовала статью "Отвыкли трудиться", в которой мы рассказали о предложении губернатора Амурской области Олега Кожемяко, направленное в адрес председателя правительства. Идея такая: не выплачивать пособие по безработице бездетным мужчинам в возрасте от 18 до 42 лет. Губернатор пояснил: "Выплачивая пособие молодым и здоровым мужчинам, мы просто развращаем общество".

Это предложение вызвало шквал комментариев. Однако в пресс-службе правительства "РГ" сообщили, что пока никакого письма от г-на Кожемяко не поступало, поэтому комментарии преждевременны. Но общество уже взбудоражено. Кто-то считает, что губернатор прав: люди не хотят работать, и государство не должно поощрять иждивенчество. Другие настаивают на том, что государство должно не отбирать последний кусок хлеба, а помогать создавать новые рабочие места, причем качественные.

Наши коллеги с радиостанции "Эхо Москвы" провели опрос слушателей: 65 процентов поддержали идею амурского губернатора. А что об этом думают специалисты?

Эксперт в области международного трудового права Виталий Савин сообщил "РГ", что "международные нормы идут по пути безоговорочного признания права на пособие по безработице". С ним солидарен председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев. Более того, депутат напомнил, что во время кризиса власти пошли на то, чтобы платить пособие по безработице не только тем, кто был уволен по сокращению штатов, но тем, кто потерял работу "по собственному желанию". И сейчас, когда надвигается вторая волна кризиса, по мнению Исаева, недопустимо отказывать людям в пособии.

Депутат напомнил также, что минимальное пособие по безработице - 850 рублей. Максимальное - 4900, но его получают немногие и только в течение года, потом оно начинает снижаться. А среднее пособие по стране - 2500 рублей. "На эти деньги можно паразитировать на обществе? - недоумевает Исаев. - Нужно работать с безработными, а не объявлять их тунеядцами". Заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России Нина Кузьмина высказалась радикально: "А давайте не будем платить зарплату губернаторам, которые не в состоянии решить проблему безработицы".

комментарии

Сергей Смирнов, директор Института социальной политики НИУ "Высшая школа экономики":

- Есть закон о занятости, по которому человек в трудоспособном возрасте, потерявший работу, имеет право на пособие, пока ищет новую. И как должен он жить, если его лишат этого права, - губернатор не пробовал поставить себя на место безработного? Если эта норма предлагается для повышения рождаемости - не лучший вариант. Если попытка заставить людей заниматься любым трудом, - это нарушение их прав. В законе есть понятие "подходящая работа". И нельзя заставлять высококвалифицированного работника мести дворы.

Людмила Ржаницына, доктор экономических наук, Институт экономики РАН:

- Выплата пособий - это не благотворительность и не социальная помощь, а один из рычагов, влияющих на рынок труда. Во всех развитых странах существует обязательное страхование от безработицы, это соответствует требованиям МОТ. Когда работник заключает трудовой договор с работодателем, с его заработка обязательно уплачивается в специальный фонд некий процент в качестве страхового платежа на случай потери работы. Это нормальная практика, так и должно быть, чтобы работник чувствовал себя социально защищенным. До 2001 года и в России существовал Фонд занятости и обязательное страхование от безработицы. С фонда оплаты труда в этот фонд взималось 1,5 процента. Эксперты оценивают годовой фонд зарплаты в целом по стране в 15 трлн рублей. Если воссоздать фонд занятости, средств в нем хватит и на полноценные программы переобучения, и на создание реальных, а не "бумажных" рабочих мест, и на программы по перемещению свободных человеческих ресурсов в те регионы, где избыток рабочих мест, а людей не хватает. Возможны и компромиссные варианты, допустим, сделать так, чтобы страховой платеж вносили совместно работодатель и работник.

Александр Шершуков, секретарь ФНПР:

- Если я правильно понял губернатора, он приравнял акт участия мужчины в деторождении к работе. Хотя в чем-то он и прав. Ведь мужчина для этого должен быть как минимум здоров. А для этого полноценно питаться. Значит, нужна работа и зарплата. У нас катастрофически не хватает хороших рабочих мест. Если бы региональные власти занимались их созданием, безработицы не было бы.

а как у них?

За безработными в Германии установлен строгий контроль, чтобы они проявляли активность в поисках новой работы. Пособие выплачивается год и не более двух третьих последнего заработка.

После этого безработным предоставляется обычное социальное пособие - "номер два". Его сумма - около 360 евро в месяц. Но чтобы получить его, нужно доказать отсутствие сбережений, недвижимости, дорогих авто, акций и депозитов.

Сумма выплат безработным в Бельгии зависит от зарплаты на последнем месте работы и семейного положения соискателя. Холостяк получит чуть меньше, чем проживающий в гражданском браке. Для семейного человека с детьми пособие рассчитывается по максимальным ставкам. Например, семьянин, лишившийся зарплаты в 3 тысячи евро, первые полгода будет получать 1324 евро, вторые полгода - на 100 евро меньше. Со второго года размер пособия составит всего 1153 евро.

А в Китае право на пособие, размер которого должен быть не ниже минимального прожиточного минимума (76 долларов), имеет не каждый безработный китаец. Оно положено тому, кто был уволен, зарегистрировался на бирже труда и активно ищет работу. Выплаты производятся максимум два года. В Финляндии пособие дают только в том случае, если гражданин за последние два года имел непрерывный стаж 10 месяцев или два года был предпринимателем.

Подготовили Надежда Ермолаева, Анна Розэ, Дмитрий Косарев, Евгений Соловьев.