Почему одни богатеют, а у меня - все наперекосяк? Многие, наверное, задавали себе этот вопрос. И не раз…
Над Давосом все дни Всемирного экономического форума витало разочарование современным капитализмом. Группа миллиардеров даже пыталась затеять дискуссию об имущественном неравенстве в мире, говоря о том, что перед бизнесом сегодня стоит двойная задача: извлечение максимальной прибыли и более справедливое распределение богатств.
Но участники форума с прохладой отнеслись к такому повороту темы неравенства, о которой в Давосе говорили много. Эксперты "РГ" решили поддержать "отчаянных миллиардеров".
РГ: Так как можно соединить эти две, по сути, противоречивые задачи: извлечение максимальной прибыли для бизнеса и более справедливое распределение богатств?
Никита Масленников, советник Института современного развития: Я полагаю, что появление темы имущественного неравенства в повестке дня Давоса было неслучайным. Напомню, что две недели назад Всемирный экономический форум в канун Давоса опубликовал седьмой доклад о глобальных рисках. И там один из выводов был сформулирован следующим образом: государства, финансовые системы которых хронически перенапряжены, более не могут гарантировать уровень роста жизни населения. Риски пенсионного обеспечения и доступа к качественной медицине перекладываются с правительственной корпорации на плечи самих граждан.
Приведены даже расчеты, что сегодня один процент населения Земли владеет почти половиной мировых активов. И если эту мину не разрядить, вероятен рост социальных протестов и нестабильности, а также национализма и протекционизма. Такой взгляд весьма своевременен, потому что если оценивать самые вероятные риски, то в пятерку, по мнению экспертов Всемирного экономического форума, входит катастрофическое неравенство доходов и хронический дисбаланс государственных финансов.
И в последние годы мы видели упор на решение финансовых вопросов. Но недавнее заявление об имущественном неравенстве свидетельствует о том, что экспертное сообщество начинает разворачиваться к оборотной стороне финансовой нестабильности. Однако нужно иметь в виду, что 2012 год переполнен сумеречными настроениями в связи с торможением глобальной экономики. А это говорит о том, что расслоение и имущественное неравенство будет только обостряться. Поэтому необходимо понять, что с этим делать.
РГ: Может создать некий мировой штаб по борьбе с бедностью, чтобы сильные страны помогли бедным?
Масленников: Создавать штаб по борьбе с бедностью вряд ли целесообразно. Во-первых, для наиболее бедных стран существует достаточно эффективные программы помощи Всемирного банка и других международных финансовых организаций. И на примере некоторых азиатских и африканских стран можно сказать, что они достаточно эффективны. А, во-вторых, есть "большая двадцатка", которая уже сложилась как главный международный институт координации экономической политики по большому числу направлений.
РГ: Но проблема-то не решается!
Масленников: Изобретать велосипед не нужно. На последней встрече G20 было принято решение, что в Мексике в июне 2012 года, по сути дела, двадцатка перейдёт к конкретизации и детализации социальной повестки. И главная ее цель будет - создание новых рабочих мест особенно для молодежи. А так же повышение эффективности и налаживания международной координации в реализации программ обучения и переподготовки безработных, повышение квалификации и так далее.
Но для этого нужен новый импульс, который связан, прежде всего, с обновлением глобального сотрудничества по всем этим азимутам. Так что хорошо, что проблема реформирования рынка труда уже поставлена главами международными экономическими структурами на повестку дня. И, я думаю, что 2012 год уже даст первые результаты. Так как создание новых рабочих мест - это главный магистральный путь к снятию остроты проблемы имущественного неравенства. В этом направлении и нужно идти.
РГ: Миллиардеры утверждают, что именно проблема имущественного неравенства вызывает многочисленные акции протеста по всему миру. И это может спровоцировать хаотичное восстание в мировом масштабе. Вы согласны с этим прогнозом?
Масленников: Я думаю, что все эти страхи по поводу восстания выглядят уж очень по-марксистски. Все-таки сегодня мир во многом другой. Причинами "арабской весны" на Ближнем Востоке и в странах северной Африки стали коррупция, неэффективность госуправления, ущемление прав человека и так далее. Восстания происходят далеко не только из-за социального неравенства, есть еще и другие факторы.
А до хаотичного восстания дело не дойдёт, так как уже немало предпринимается мер. Конечно, у каждой страны - свои пути по ослаблению имущественного неравенства, но у всех общий вектор. Видно, что проблему уже начали решать, и первая фаза - это создание новых рабочих мест и максимальное стимулирование бизнеса, чтобы он в этот процесс включался.
РГ: Но если ситуация все-таки выйдет из-под контроля, как можно оперативно заблокировать "народное восстание"?
Масленников: Рецепт по снижению накала страстей по большому счету только один. Необходимо достичь национального консенсуса по программам финансовой консолидации и обеспечения экономического роста. Подобные программы имеют такие страны, как Ирландия, Португалия, Испания, Греция и так далее. Есть признаки национального консенсуса программ промышленной политики, например, в Бразилии и Индии.
После того, как такие программы будут готовы, нужно наладить постоянный диалог с обществом. Необходимо разъяснять народу свои решения и действия, что очень важно. Это один из основных моментов для заблокирования хаотичного восстания. Например, благодаря диалогу в США, Канаде и Индии доверие населения к властям выросло на 3 процента, что считается отличным результатом.
РГ: Ваше отношение к движению "Захвати Уолт-стрит". Надо его поддерживать?
Масленников: Пока оно без четкой повестки дня, есть только поток стихийных настроений. Поэтому призыв некоторых участников давоского форума вести с ними диалог не очень понятен, так как не ясно, с кем и по поводу чего вести этот диалог.
Тем не менее, само существование движения, свидетельство серьезных проблем, которые существуют в нашем глобальном экономическом мире. И на самом деле это протест против слабости и неэффективности финансового регулирования и непрозрачности финансовой сферы, нарушения стандартов и норм мировой предпринимательской этики. Все это - сигнал к тому, что в глобальных национальных финансах далеко не все в порядке.
Так что если грамотно структурировать позицию движения и наметить конкретную программу, можно превратить акцию "Захвати Уолт-стрит" в трибуну, с которой народ сможет вести диалог с государством. Тогда от этого будет толк.
Клаус Шваб, основатель и председатель Всемирного экономического форума: Капитализм в его нынешней форме уже не соответствует миру вокруг нас. Срочно необходима глобальная трансформация, и она должна начаться с восстановления чувства социальной ответственности по всему миру.
Агван Микаелян, генеральный директор компании "ФинЭкспертиза":
- Имущественное неравенство - явление вечное. По-другому и быть не может, в силу того, что люди все разные. Они обладают разными умениями, навыками, способностями. На это влияют как объективные, так и субъективные факторы.
В первую очередь, это, безусловно, разница стартовых позиций человека. Если вы наследник огромного состояния, то ваши преимущества во владении и преумножении материальных благ перед тем, кто изначально этого не имел, очевидны. Каким способом ликвидировать это неравенство? Отменить право наследования? Не думаю, что это решение приведет ко всеобщему счастью. Похожее мы уже наблюдали на протяжении истории, и не раз. К чему это привело - все знают.
Во-вторых, неравенство связано с тем, что кто-то лучше работает, более удачлив. Человек создал, открыл, организовал свой бизнес и сам смог заработать больше, чем тот, кто (условно) сидел и переживал несправедливость судьбы. Как в данном случае ликвидировать неравенство? Почему тот, который сам все заработал, даже понимая, что при этом он живет гораздо лучше, чем многие, должен делиться? Только потому, что у кого-то не получилось, в силу разных, субъективных и объективных, причин, добиться того, чего добился он?
Кроме этого, имущественное неравенство имеет и глобальные причины. В мире существуют неравномерное распределение материальных благ между странами. Мировая экономика функционирует таким образом, что в развитых государствах остается большая часть богатств, чем в странах бедных. И текущая экономическая система очень активно это поддерживает: низкие зарплаты, низкий уровень жизни в бедных странах, который позволяет более развитым государствам получить у них дешевое сырье и трудовые ресурсы.
Когда говорят о том, что существует неравенство, что должно быть справедливое распределение материальных благ, я могу согласиться только с одним тезисом - существующая, легитимная, организованная неравномерность в возможности получения материальных доходов может быть исправлена только добровольным способом! Человек, который зарабатывает миллиард, мог бы поделиться на свое усмотрение с теми, кого он считает несправедливо обделенными. Причем, я считаю, что делиться нужно, прежде всего, с теми, кто работает, кто создает эти материальные блага, а не с теми, кто постоянно против чего-то выступает.
Справедливости в этом мире нет, не было и никогда не будет! Искусственное перераспределение порождает чудовищное иждивенчество, которое, в том числе, является причиной различного рода протестов. Уверен, организаторы протестных движений наверняка понимают: существующая экономическая модель предполагает, что одни должны непрерывно богатеть, а другие - не иметь шанса вырваться.
А восстание в мировом масштабе - утопия. Ведь даже в рамках одной страны те, кто стоят во главе различных протестных движений, между собой договориться не могут. При всем моем уважении к их мнению, это разобщенные, не имеющие единой платформы организации, пусть и многочисленные.
Начало изменения этого мира должно быть основано на другой модели, другом принципе функционирования мировой экономической и финансовой системы. Но какими бы они ни были, если в них будут присутствовать незыблемые основы частной собственности, они все равно, так или иначе, будут предполагать неравенство.
Акция гражданского протеста под названием "Захвати Уолл-Стрит" началась в Нью-Йорке 17 сентября 2011 года. Цель участников акции - длительный захват улицы Уолл-Стрит в финансовом центре Нью-Йорка для привлечения общественного внимания к деятельности финансовой элиты и призыв к структурным изменениям в экономике. Это движение распространилось и на другие страны.