30.01.2012 15:30
    Поделиться

    Иван Охлобыстин: Праздность оскорбляет душу

    Ивана Охлобыстина в последнее время везде очень много. Звезда сериала "Интерны" - доктор Быков появляется в различных кинофильмах и телепередачах, ведет церемонии и шоу, как крупная фигура шоу-бизнеса. Пишет статьи и колонки. А также выступает с собственной Доктриной, внезапно заявляет о намерении участвовать в президентских выборах, а потом столь же быстро от этого отказывается. Клоун? Шоумен? Предприимчивый коммерсант? Святой человек? На Первом канале состоялся выпуск новой программы "Первый класс" - в субботний вечерний прайм-тайм, где Иван Охлобыстин выступил в качестве телеведущего. Первые выпуски шоу о богатых и знаменитых сразу же вызвали много споров, и обозреватель "РГ" решила обо всем расспросить новоиспеченного телеведущего лично. Вот только найти свободное время в его графике оказалось делом практически невозможным. Как ни позвонишь - один ответ: "Иван Иванович - в кадре". В назначенный день до поздней ночи Иван вместе с другим телеведущим Первого канала Максимом Шевченко писали концепцию новой общественной организации "Остальная Россия", где оба они - члены оргкомитета. А наш разговор состоялся в семь утра, когда Охлобыстин уже ехал на съемки.

    Российская газета: Иван, когда вы спите? Вы на самом деле так заняты?

    Иван Охлобыстин: Реально так. Вы видели сами - на секунду из съемочного павильона выпускают, и опять бежать надо.

    РГ: Вы раньше были артистом, сценаристом, режиссером, актером, священником, наконец, но никак не телеведущим.

    Охлобыстин: В звонкие 90-е у меня было несколько опытов. Первый - программа "Небо в алмазах". Мы сделали две передачи: одну про Савелия Крамарова и другую... уже не помню про кого. И в какой-то период я делал религиозную телепередачу "Канон". Было такое Православное телевизионное агентство.

    РГ: Почему вдруг сейчас подались в телеведущие?

    Охлобыстин: Прежде всего, потому что Первый канал - это трансляция на всю страну. Это совершенно другие технологические масштабы. И по собственной реализации - нечто совсем другое. Профессионалу от таких возможностей грех отказываться. Другое дело, что программа пока делается методом тыка. Мы сформировали единый костяк, нашли общую ноту, но с учетом того, что премьера откладывалась, несколько сюжетов устарело. Например, когда снимали сюжет про Михаила Прохорова, он был известен, но постольку поскольку. И это была такая светская необременительная новость из серии "И у олигархов есть сердце". А сейчас, когда это вышло в эфир, получилась популистская нотка. Поскольку теперь Прохоров везде...

    РГ: Не просто везде, а баллотируется в президенты страны. Вот почему многие посчитали, что ваша программа задумана как предвыборная. А поскольку я еще сомневалась в этом, мои коллеги из-за вас обвинили меня в наивности. Неужели в очередных выпусках будут Зюганов и Жириновский?

    Охлобыстин: Я хочу вас раз и навсегда успокоить. Охлобыстин никогда не делает проекты под что-то. У меня жизненная установка такая, как в песне Макаревича: "Не надо прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас". Так что даже если бы случилось невероятное, и кто-то бы проплатил, я бы без зазрения совести, с надеждой на понимание зрителей рассказал бы, да еще и посмеялся бы над этим: как хорошо - и сюжет сняли, и денег получили. Но увы - это не так. Меня обвиняли в подобном, еще когда я на стадионе в Лужниках выступил с Доктриной. Какие только глупости не говорили - причем серьезные журналисты с именем. Хотя, в принципе, критику я воспринимаю хорошо, но тут…

    Так что всем своим коллегам смело можете отвечать, что вы видите все правильно. Я очень своеобразный человек. Меня приучили быть независимым - то есть не зависеть от окружающих.

    РГ: Таким образом, Иван вы ответили и на другой мой вопрос, что, например, сюжет в первом выпуске про актрису из Голливуда с российскими корнями тоже не был проплачен, как и другие - про Константина Меладзе, Сергея Полонского…

    Охлобыстин: Ничего не было проплачено! Могу рассказать схему программы.

    РГ: Да уж, расскажите, и я еще хотела вас спросить - а вы вообще в курсе, какие именно сюжеты вошли в вашу программу - вы настолько искусственно к ним привязаны. Уж извините - но вы сами сказали, что критику воспринимаете.

    Охлобыстин: А знаете, из-за чего у вас появилось такое ощущение? У нас из первой программы выскочило несколько сюжетов. Первоначально планировалось, что "Первый класс" выйдет еще в сентябре - к началу учебного года. И у нас был, например, сюжет про Виталия Петрова - единственного русского гонщика "Формулы 1". Этот сюжет безнадежно устарел. Потом много раз переносился эфир. Подводок мы наснимали много, под конкретные сюжеты, многие из которых перестали быть актуальными и из-за этого вылетели. Но, так или иначе - хоть начали. Получился дайджест, возникла общая конструкция. Стало понятно, что хорошо, а что плохо. Надо теперь уходить от нарочитой эклектичности, чуть- чуть изменить форму подачи самих репортажей - потому что они слишком резонансные по изображению. Да и заставки - массивные, респектабельные - "Первый класс" - на Первом! Нужно чтобы зритель уснул после этой передачи с доброй, а не критиканской улыбкой на лице.

    РГ: Кто придумал это ваш жест…

    Охлобыстин: … когда лапки вперед? А он смешной! Он как бы вносит диссонанс в эту респектабельность. А то - костюм, массивный стол на фоне чего-то: поля, аэропорта или лыжников катящихся с горы… Да и сижу, как в школе учили, чтобы была хорошая осанка…

    РГ: Иван, у нас и прежде выходили программы о жизни знаменитостей. Когда речь зашла о вашей, мне вспомнились две. Первая - "Звездный бульвар" с Ксенией Собчак, вторая - "Шаги к успеху" с Алиной Кабаевой. Единственная разница, что там девушки не перемещаются в пространстве, как вы, а находятся рядом со своими героями. Можно сказать - в диалоге.

    Охлобыстин: У нас ближайший аналог, если брать по конструкции и по заставочной упаковке, это одна из английских телепередач. А из отечественных… Мы не ориентировались на две названные вами программы. Нам удалось уговорить работать с нами "сетевых" ребят. При обозрении новых клипов, популярных в Интернете, крайне важно найти здравую меру.

    РГ: Как вы думаете, какой процент успеха программы (а рейтинги первого выпуска - неплохие) - вы лично. Если бы это был не Иван Охлобыстин, а какое-то новое лицо, люди пришли бы на это шоу?

    Охлобыстин: Не знаю… Я бы сам смотрел в зависимости от личности ведущего. Я в свое время тратил время на телевизор, хотя мало его смотрю, когда Андрей Макаревич вел "СМАК". Я всегда смотрю передачи Владимира Владимировича Познера. Надо отдать ему должное - он профессионал-журналист, умеет построить программу в развитии, подать материал, не ленится разбираться в фактах.

    РГ: Это вы говорите после того, как он вас в своей программе разоблачил?

    Охлобыстин: Но я же поначалу отказывался от участия. А потом по личной просьбе Эрнста согласился. И я знал, что так будет. И также знал, что у меня заведомо проигрышная позиция, потому что при всей мудрости и опыте Познера, как телеведущего - все-таки он не до конца разобрался в сути вопроса. Он слишком отреагировал на национальную нотку в самой фактуре моей Доктрины. Поэтому я изначально для него был оппонент-противник и нечто опасное, требующее рассмотрения. А еще я знал, что не смогу в полной мере ему противостоять, потому что он старше. А я отношусь к людям старшего возраста с пиететом. Более того, уважаю Познера как профессионала. Он поднял мое интервью 15-летней давности с действительно глупым одним высказыванием. Я, конечно, явно проиграл в этом разговоре. Хотя "держал лицо", насколько это возможно.

    РГ: Напомню читателям, что вы временно запрещены в священнослужении до того момента, пока снимаетесь в кино. Но вас не удивляет, что во множестве проектов, где участвуете, вам не предлагают сниматься в ролях связанных с церковью (про юродивого в "Царе" Павла Лунгина сейчас речь не идет). Вам не предлагают играть роли духовных лиц.

    Охлобыстин: Были такие предложения - одно-два. Но эти проекты были не очень хорошо скомпонованы драматургически. Они мне показались легковесными. Одно дело, когда предлагают тему как фон, другое - когда спекулируют на этом. Но если бы мне предлагали подобные роли, то, по моему мнению, это было бы странно. Я сам по себе не подхожу под такой образ. Хотя… Не мне судить.

    РГ: В том-то и дело - все ваши образы, что называется от лукавого. Никогда не скажешь, что ваши персонажи, в том числе и телеведущий в новом шоу - люди верующие. Исключением для меня было, пожалуй, ваше ведение в прошлом году молодежной премии МУЗ ТВ. Вас за него потом много ругали, но вы словно пытались читать проповедь этим мальчишкам и девчонкам.

    Охлобыстин: Боюсь, что наша аудитория слепо следует стереотипу, как именно должен выглядеть человек, несущий духовные нотки. Чуть- чуть переборщить с подачей, поиграть с харизматическим музыкальным ключом - и тотчас в этом появляется что-то действительно от лукавого. Не знаю, как могу мотивировать, но в большей степени это происходит само по себе.

    РГ: Может быть, так получается, потому что у вас много всего, вы за все хватаетесь? То там - в эпизоде, то тут в главной роли. Вы что, хотите все деньги заработать? Я помню ваш ответ на вопрос, почему ушли в кино. Вы тогда сказали, что нужно заработать на семью. А может вы просто увлекающийся человек?

    Охлобыстин: Я, конечно, увлекающийся. У меня есть любимая присказка. Когда мы простаиваем на съемочной площадке, я частенько говорю: "Джентльмены, праздность оскорбляет душу". Я не терплю эти провалы во времени. Вопрос даже не в деньгах, а чтобы все время быть в динамике. Это как поговорка о том, что летчик и боксер - всегда бывшие. Если нет практики, то сразу теряется навык. Тороплюсь совершенствоваться! Причем из-за этого случается много конфузов. Однажды разговаривал с милой барышней-интервьюером. Она меня спрашивает относительно роли. Пытаюсь ей ответить, а сам в ужасе, оттого, что не понимаю, о какой в сущности роли она говорит.

    Так что вопрос не в финансах! Долги я раздал. За "Лужники" рассчитался. Мы с семьей умеем жить скромно. У меня не избалованная семья, и я сам - не избалованный. Задачи заработать все деньги - нет.

    РГ: Я бы хотела спросить об еще двух ваших проектах - в одном из них вы согласились принять участие, в другом - нет. Вам предлагали роль Шерлока Холмса в новом фильме, но вы не приняли предложение и в итоге утвердили Игоря Петренко, а вот доктора Фрейда в другом фильме вы сыграть согласились. Опыт доктора Быкова помог?

    Охлобыстин: Не совсем доктора Фрейда. История, рассказанная в сценарии фильма, аналогична той, что присутствует в известном сериале "Обмани меня". Суть - человек, работающий с детективами, помогает обнаружить преступника. Он случайно оказался на следственном эксперименте, и - пошло. Просто у него кличка такая - Фрейд. А от роли Шерлока Холмса пришлось отказаться, что очень меня опечалило. Я не успевал с "Интернами". У меня был перерыв в съемках на канале ТНТ, но с Холмсом мы в него не укладывались. Однако, у нового отечественного фильма про Холмса замечательный сценарий, и отличный партнер - Андрей Панин в роли доктора Ватсона. Так что думаю, что с этим проектом все будет хорошо.

    Поделиться