30.01.2012 23:40
    Поделиться

    СК РФ начал проверку нарушений прав россиян компанией "Ланта-тур"

    Новый поворот в деле с компанией "Ланта-тур" наметился после того, как нарушенным отдыхом россиян занялся Следственный комитет.

    Как заявил корреспонденту "РГ" официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин, Главное следственное управление по Москве уже ведет процессуальную проверку по многочисленным фактам нарушений прав граждан, которые воспользовались услугами туристической компании "Ланта-тур". Следователи только начали работу, поэтому о результатах говорить еще рано. Но уже понятно, в каком ключе будет вестись эта проверка и что в первую очередь будут изучать специалисты СКР. По словам Владимира Маркина, в рамках проверки будет дана правовая оценка действиям или бездействию не только собственников и руководителей туристической компании "Ланта-тур", но и должностных лиц государственных органов, в обязанности которых входит контроль за соблюдением законов в туристической индустрии страны, а также прав граждан. Ведь и чиновники, и руководство компании не могли не знать о ее плачевном финансовом состоянии, но до последнего дня она продавала путевки. По итогам работы будет принято соответствующее процессуальное решение. СКР обещает, что результаты его расследования будут гласными.

    Обанкротившаяся турфирма "Ланта-тур" продала путевок примерно на 40 миллионов рублей, сообщили вчера в Российском союзе туриндустрии (РСТ). Это информация подтверждает предварительные расчеты Ростуризма, заявившего накануне, что финансовой ответственности туроператора в 100 миллионов рублей должно хватить на всех пострадавших клиентов компании - порядка 4 тысяч человек.

    К сумме нужно приплюсовать и те расходы, которые сегодня несут туристы на курортах. В Таиланде, Индии и Вьетнаме находятся порядка 2,7 тысячи туристов "Ланты". Многие под давлением отельеров повторно оплачивают свое проживание. На пресс-конференции глава правовой комиссии РСТ Георгий Мохов напомнил о необходимости сохранять платежные документы.

    Тем клиентам "Ланта-тур", которые так и не смогли вылететь на отдых, по словам юриста, нужно иметь на руках подтверждающие документы о том, что их не посадили на рейс. Если авиакомпания отказывается предоставить такую бумагу, в качестве доказательства можно использовать нотариально заверенную распечатку сайта обанкротившегося туроператора.

    Параллельно эксперты стараются разобраться в причинах, приведших к краху одного из крупнейших в нашей стране туроператоров, до этого два десятка лет успешно существовавшего на рынке. По словам пресс-секретаря РСТ Ирины Тюриной, финансовые проблемы "Ланта-тур" были вызваны отказом Мастер-Банка выдать очередной кредит на пополнение оборотных средств.

    В какой-то момент у партнерских туроператору авиакомпаний просто сдали нервы и они перестали продавать билеты под "честное слово", поясняет Ирина Тюрина. В РСТ ссылаются на гендиректора "Ланта-тур" Людмилу Пучкову, по словам которой компании не хватило 30 миллионов рублей, чтобы расплатиться с перевозчиками. "На российском туристическом рынке бал правит демпинг. "Ланта-тур" вынуждена была идти на поводу у рынка, делать скидки. Естественно, что для дальнейшего развития туроператору приходилось занимать деньги у банков. Просто в очередной раз не успели перекредитоваться", - говорит Ирина Тюрина.

    По мнению экспертов, в финансовой зависимости от банков сегодня находится практически весь туристический рынок, и банкротство "Ланта-тур" не первое и, увы, не последнее. По словам Ирины Тюриной, порядка 40-45 процентов турпутевок продаются ниже себестоимости, с прибылью - не более 15 процентов туров. Особенно страдают дальние направления - Таиланд, Доминикана, Куба. Путевки по этим направлениям уходят ниже цены авиабилета.

    Сложности у турфирм начались сразу после кризиса 2009 года. Туристы возвращались на курорты не так активно, как рассчитывали туроператоры, что вылилось в избыток перевозки на большинстве популярных направлений. "В этой ситуации не понятна позиция перевозчиков. В случае падения спроса авиакомпании упорно не хотели снимать "лишние" рейсы. Туроператоры вынуждены отправлять пустые борта, естественно, теряя огромные деньги", - рассказывает Тюрина.

    Турбизнес уже давно определился с позицией, что именно нужно делать, чтобы обезопасить туристов от финансовых проблем туроператоров. Как пояснил вице-президент РСТ Юрий Барзыкин, универсальным механизмом может стать страхование каждого тура в отдельности. В этом случае, по его мнению, выплаты пострадавшим туристам были бы более полные и прозрачные.

    "Правильно было бы проводить также независимую оценку финансового состояния туристических компаний. Ведь кредитные долги не возникают сиюминутно", - считает Юрий Барзыкин. При этом вице-президент РСТ попросил воздержаться от мрачных прогнозов относительно полного обвала рынка. "Этого не будет, поскольку спрос на отдых у россиян есть", - подчеркнул эксперт, к тому же большие надежды специалисты возлагают на внутренний рынок, который менее подвержен воздействию разных катаклизмов.

    Тем временем

    Вчера Росавиация обратилась к авиакомпаниям с просьбой выполнить все обязательства перед туристами по их обратной перевозке. "Аэрофлот" и "Трансаэро" подтвердили намерение вывозить клиентов "Ланта-Тур Вояж" из курортных зон на свободных местах и без дополнительных сборов, говорится в сообщении ведомства.

    Как сообщила Вестям.Ru исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе, в понедельник во Вьетнаме освободили 60 российских туристов, которые из-за банкротства компании "Ланта-тур" находились в заложниках у отелей этой страны. Российский консул во Вьетнаме объезжает другие отели, где россиян держат в заложниках, "и объясняет им, что это неправильно". По данным АТОР, всего во "вьетнамском плену" сейчас находится около 100 российских туристов. Россиянам не отдают паспорта и требуют оплаты проживания.

    Поделиться