30.01.2012 23:45
    Поделиться

    Понижающий коэффициент НДПИ снизит налоговую нагрузку

    Понижающий коэффициент НДПИ стимулирует разработку малых месторождений законотворчество

    В ближайшее время Госдума рассмотрит во втором чтении законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс, касающихся введения понижающего коэффициента к ставке налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти из малых месторождений. До января 2012 года порядок исчисления НДПИ при добыче нефти не предусматривал дифференциации налогообложения в зависимости от величины начальных извлекаемых запасов нефти на участке недр.

    При этом на государственный баланс запасов полезных ископаемых находилось около тысячи месторождений с извлекаемыми запасами до 5 млн тонн нефти. Суммарный их запас составляет 1 млрд тонн нефти.

    Разработка малых месторождений с извлекаемыми запасами до 5 млн тонн, как правило, экономически была нецелесообразна из-за высоких удельных капитальных и эксплуатационных расходов.

    Все это, по словам президента Союза нефтепромышленников Геннадия Шмаля, препятствовало нормальному развитию нефтегазового комплекса. Изъятия из выручки компаний составляли 65-70% за счет НДПИ и таможенных пошлин. Он считает ошибочной привязку НДПИ к мировой цене на нефть. Горно-геологические и географические условия должны диктовать уровень налога на добычу. Вот пример: есть два месторождения - одно, где дебет скважин 100 тонн в сутки, а второе -10 тонн. Так, чтобы выйти на уровень 100 тонн, во втором случае нужно пробурить 10 скважин, и затраты будут в 10 раз больше.

    Понижающие коэффициенты вступили в действие с 1 января 2012 года. Но некоторые недоработки в законе потребовали дополнительного законопроекта.

    В целях стимулирования в действующих экономических условиях разработки участков недр с незначительными начальными извлекаемыми запасами нефти, а также ускорения вовлечения в разработку дополнительных объемов запасов нефти и повышения уровня конкурентоспособности нефтедобывающих организаций предлагается установление к ставке НДПИ понижающего коэффициента.

    Для определения минимального необходимого размера понижающего коэффициента к ставке НДПИ были проанализированы технико-экономические характеристики 134 нефтяных месторождений с извлекаемыми запасами до 5 млн тонн, предоставленные нефтяными компаниями.

    Расчеты экономической эффективности разработки малых месторождений проводились как в постоянных ценах 2010 года, так и по прогнозам мин экономразвития, с учетом изменений цены нефти на внешнем рынке, курса рубля к доллару и инфляции.

    Проведенные расчеты показали, что для рентабельности разработки малых месторождений необходимо введение понижающих коэффициентов к базовой ставке НДПИ для месторождений с извлекаемыми запасами нефти до 1 млн тонн - 0,5, а для месторождений с извлекаемыми запасами нефти от 1 до 3 млн тонн - 0,75. Разработка месторождений с извлекаемыми запасами 5 млн тонн и выше эффективна в регионах с развитой инфраструктурой при действующей ставке НДПИ.

    При этом бюджет не пострадает: налоговые поступления от роста добычи значительно превысят выпадающий доход от снижения налога, рассчитывает минфин.

    Президент Ассоциации малых и средних нефтегазодобывающих компаний Елена Корзун считает, что дифференциация НДПИ существенно снизит налоговую нагрузку, что даст толчок к активности на аукционах по малым месторождениям, которые в последние два-три года на торгах практически не покупались.

    Поправки по НДПИ будут выгодны и крупным компаниям. Многие сильно выработанные крупные месторождения окружены мелкими, которые пока остаются без разработки. Льгота по НДПИ сделает их освоение более рентабельным, и многие станут привлекательными уже сегодня.

    По мнению экспертов, введение льготы для малых месторождений должно обеспечить в первый год ее действия дополнительную добычу - 10,2 млн тонн нефти, а за 10 лет - 214 млн тонн. Прирост не слишком значительный: в год Россия добывает около 500 млн тонн. Но, по данным министерства, дополнительные поступления НДПИ от разработки малых месторождений за десять лет составят 1,04 трлн рублей, а выпадающие доходы от снижения налога оцениваются лишь в 161,8 млрд рублей.

    Поделиться