Безусловно, две важные составляющие уверенного выступления - расслабленность и спокойствие. Однако арсенал психологических инструментов только ими не ограничивается. Рассмотрим другие хитрости.
Разрешите себе ошибаться. Дайте себе право на это. Самая распространенная проблема - это внутренний запрет на ошибку. Что происходит, когда человек запрещает себе ошибаться? Во-первых, он старается сделать все идеально, "с иголочки", без помарок. Пример на эту тему - просьба "не думайте про белую обезьяну". А как тут не думать о белой обезьяне, если только о ней и думаете. Ведь, чтобы не думать про белую обезьяну, надо сначала вспомнить о ней, а потом запретить себе о ней думать. Аналогично, как тут не ошибиться, если все мысли - только об ошибке вместе со страхом ее совершить. "Только бы не ошибиться, только бы не ошибиться", бум, ошибся, "блин, ошибся, только бы еще не ошибиться". И постоянная зацикленность на этой мысли. Именно поэтому боязнь чего-либо "притягивает" в вашу жизнь то, чего вы боитесь. И нет здесь никакой мистики, все предельно просто: из окружающей реальности выделяется именно то, что находится в фокусе внимания. Расслабьтесь.
Многие ораторы, когда выступают, используют такую "фишку": они сразу делают в начале выступления какую-нибудь ошибку. То есть сразу делают выступление неидеальным: стул задел, стакан опрокинул, ошибся, ляпнул что-нибудь, извинился. И - все, выступление уже неидеально, можно расслабиться и заниматься делом, а не выстраиванием из себя идеального робота, который, кстати, скучен для воспринимающих. Когда человек делает все слишком идеально, зрители сидят и думают: "это живой вообще человек? Или машина?" Становится приторно. Но как только человек делает что-нибудь такое... что-то неправильное, нелинейное: "вот, нормально, живой человек, свой". Поэтому - ошибайтесь. Если вы живой человек, вы можете ошибаться.
Разрешите себе "нести чушь". Многие люди стараются говорить как можно более понятно. Вернее, у них очень сильное внутреннее желание, чтобы их правильно поняли. Вы за собой такое замечали? Друзья, если себя на такой мысли поймаете - "хочется донести мысль абсолютно правильно", - можете расслабиться сразу, потому что никогда и ни при каких обстоятельствах вам это сделать не удастся. Итак, еще раз: как бы вы ни старались, никто и никогда вас правильно (так, как вы изначально задумывали) не поймет. Никто. И никогда. Так что расслабьтесь. И это нормально. Дело в том, что между нами при общении как минимум два фильтра. Первый фильтр - на пути от наших мыслей к речевому аппарату. От ума ко рту, проще говоря. Представьте, вы нарисовали себе в воображении какую-нибудь картинку: например, дерево, которое вы, может быть, видите каждый день возле вашего дома. Вы это дерево представляете во всех мелочах: и осенью, и весной, и какие листики, и как солнце играет в листве и прочее. Вы хотите донести человеку эту мысль о дереве. Вы говорите: "Дерево". Возможно, вы сказали больше и красочнее. Но слова все равно угловаты. Слова изначально не позволяют нам выразить всю мысль до конца, потому что слова обрезают смысл, ведь они слишком для этого бедны. И вот ваш собеседник слышит: "Дерево". А ведь у него стоит второй фильтр - его "уши", его восприятие. Он услышал "дерево" и представил березу возле подъезда. Итого, вы говорите "дерево", он кивает - "да, дерево". Киваете - якобы поняли друг друга: да, поняли, но не до конца. Все - смысл потерян.
Есть еще один любопытный момент в ситуации, когда человек пытается выразить свою мысль как можно подробнее, полнее. Допустим, у меня в голове есть та самая картинка "дерево" и хочется донести до людей, чтобы до единого листика правильно меня поняли. Очень часто совестливые и ответственные люди в таких случаях начинают рассказывать все в подробностях. Но обычно именно эти подробности слушателей и утомляют, особенно когда это затягивается по времени. Таким образом, можно просто потерять слушателей.
Лучше будет не разжевывать все до крупицы, не оставляя никакого простора для фантазии, а нарисовать сначала в воображении слушателей что-то общее, к чему сознание человека могло бы присоединиться, в чем его воображение могло бы поучаствовать. Внимание человека динамично, ему требуется постоянное движение, новые детали. Поэтому, если вы все для слушателя разжевываете, вниманию там делать становится нечего, внимание скучает, оно засыпает, его просто "вырубает".
Если же вы берете и рисуете в воображении человека сначала что-то образное, то ему интереснее вас слушать, внимание человека уже заработало, включилось, задаваясь вопросами и додумывая детали. И тогда человек вниманием здесь, он с вами.
Не бойтесь разрешить себе нести чушь, потому что в основном восприятие того, чушь вы говорите или не чушь, зависит не от содержания. И это, кстати, похоже на ситуацию, когда вы ошибаетесь. А именно: когда вы делаете ошибку, люди чаще всего воспринимают не сам факт ошибки. Люди замечают ошибку, когда вы сделали на ней акцент. Самое главное не в том, чтобы обязательно нести чушь. Задача - разрешить себе говорить неидеально. Часто бывает, что люди спотыкаются во время разговора или выступления не потому, что они что-то не знают. Они просто пытаются из множества вариантов выбрать самый-самый хороший и поэтому "тормозят".Чушь в этом плане - это именно внутреннее себе разрешение сказать что-то неправильно и даже придумать. Особенно это помогает, когда надо просто общаться, а не с производственным докладом выступать, где нужны цифры.
Зачастую именно внутреннее разрешение нести чушь позволяет просто расслабиться и освободить ассоциативный мысленный поток. То есть, по сути, получается, что чуши в итоге и нет: слова складываются легче и лучше. Само это разрешение позволяет легче относиться к словам и быстрее их подбирать.