30.01.2012 23:42
    Поделиться

    Объемы финансирования социальных программ растут

    Александр Дынин, исполнительный директор Ассоциации Менеджеров

    Проект PEOPLE INVESTOR, который Ассоциация Менеджеров проводит ежегодно, в прошлом году был посвящен управлению нематериальными рисками, которые связаны с возможностями привлечения и удержания в компании ценных сотрудников, развитием устойчивых отношений с широким кругом деловых партнеров, созданием пула лояльных клиентов, формированием положительной деловой репутации компании на территории отдельных регионов и т.д.

    В рамках проекта Ассоциация Менеджеров провела исследование, в ходе которого мы попытались выяснить, какие проблемы отечественный бизнес считает наиболее актуальными для себя сегодня. Появления каких проблем он ожидает в перспективе 10-15 лет? Какие мероприятия проводятся внутри компании для нивелирования возможного влияния этих проблем на бизнес?

    Компании описали свое видение вопросов по 4 основным направлениям проекта: управлению человеческими ресурсами, выстраиванию отношений с деловыми партнерами и клиентами, развитию местных сообществ и экологических программ.

    Видение ситуации в сфере управления человеческими ресурсами оказалось самым структурированным, причем на уровне как идентификации проблем, так и выбора способов их решения. В настоящее время опрошенные компании борются за снижение текучести кадров и привлечение необходимых специалистов разного уровня квалификации, включая рабочие профессии. Однако уже через 3-5 лет эта проблема перерастет в поиск управленцев среднего и высшего звена, привлечения в компанию более молодых сотрудников. В долгосрочной же перспективе (10-15 лет) многие компании ожидают потерю ценных кадров. Это связано и с возрастным фактором - выходом на пенсию опытных сотрудников. В целом система управления человеческими ресурсами в российских компаниях действительно настраивается на решение качественных проблем с рабочей силой, текущих и будущих.

    Следующее направление социальных программ - развитие местных сообществ, в значительной степени поддерживает решение проблемы кадрового обеспечения компании, но уже за ее пределами. Ключевые проблемы, которым компании уделяют наибольшее внимание на территориях присутствия бизнеса, - низкое качество рабочей силы и выстраивание социальной инфраструктуры. В долгосрочной перспективе демографические проблемы снижения рождаемости и старения населения также, по справедливым оценкам компаний, негативно скажутся и на возможностях поиска сотрудников, и на полноте клиентской базы.

    Примечательно также, что региональные социальные проекты в явном виде призваны решать стратегические задачи компании и острые социальные вопросы, в меньшей степени они преследуют чистый PR-эффект или становятся следствием политического давления.

    В случае с выстраиванием отношений с деловыми партнерами и клиентами компании очень четко воспринимают ситуацию. Все уже успели столкнуться с самыми неблагоприятными реалиями и сейчас находятся в процессе решения самых важных проблем в этой сфере, а именно недобросовестной конкуренции и низкой квалификации поставщиков и подрядчиков, от которых страдает качество работы самих компаний.

    Данную ситуацию в целом можно охарактеризовать как неразвитую культуру делового общения на рынке, которая заставляет уделять повышенное внимание критериям выбора деловых партнеров, в том числе с помощью специально разрабатываемых стандартов качества, личного знакомства и общения с другими компаниями на отраслевых площадках.

    В отношении работы с клиентами ситуация несколько другая - заметна проактивная позиция самих компаний. Иными словами, борьба за покупателя выливается в выстраивание системной работы на постоянной основе по удовлетворению запросов клиентов посредством специальных программ повышения лояльности, получения обратной связи, а также внедрения и поддержания тех же единых высоких стандартов качества, что и в случае с деловыми партнерами.

    Насколько затратной оказывается реализация различных программ для компаний? Разумеется, далеко не все компании выделяют специальный бюджет на разработку социальных проектов, реализуя их в рамках работы профильных департаментов компании - HR, PR, маркетинга. Тем не менее можно говорить о том, что объемы финансирования социальных программ год из года растут.

    В абсолютном выражении лидерами стали корпоративные экологические программы и программы по обучению и развитию сотрудников компании. Компании понимают, что получение дополнительных преимуществ в будущем требует весьма внушительных инвестиций в настоящем.

    Поделиться