Развитие экономики Восточной Сибири и Дальнего Востока могут поручить новой корпорации. Уже подготовлен доклад с пакетом предложений, а также проекты законодательных актов. Программа призвана обеспечить создание более 5 млн рабочих мест, не только сделать Восток России привлекательным для россиян, но и укрепить экономическую безопасность страны. Но главное - запланирован мощный экономический прорыв, крупный промышленный рывок.
Я занимаюсь этой проблемой уже 8 лет. И мне как коренному сибиряку, работавшему на крупнейших стройках Сибири, небезразлично будущее жителей огромного региона. Мы подробно изучили китайский опыт по привлечению инвестиций. В каких отраслях доля государства больше, в каких меньше, где 50 на 50. В России есть те сферы, где доля государства 90%, а инвестора - 10. В нашем же случае нужны огромные инвестиции. Мы предлагаем строить БАМ-2, развязку узла под Междуреченском, чтобы увеличить пропускную способность Транссиба и БАМа до оборота 100-110 млн тонн в год. Долю инвестора, безусловно, надо увеличивать, и мы предлагаем поднять ее до 25%. А в некоторых проектах и до 50. В такой ситуации предполагается пересмотреть и таможенное законодательство, предложения уже подготовлены. Надо предусмотреть и налоговые льготы, а для транспортных компаний - субсидирование тарифов. Стоит субсидировать и лизинг воздушных судов.
Корпорация, которая будет привлекать партнеров для освоения месторождений, предполагает для них своеобразные "обременения". Те, кто возьмется за разработку месторождения, должны будут заниматься и строительством железной дороги или возведением социальной инфраструктуры. Программой планируется создать фонды для реинвестирования инфраструктурных проектов. В первую очередь транспортных магистралей и энергетики. Ведь бывает - выставляется на аукцион месторождение, продается, а денег на освоение того же месторождения как не было, так и нет. Так дело не пойдет! Средства, заработанные на продаже месторождения, должны возвращаться на развитие Сибири и Дальнего Востока.