Госдума рассмотрела в первом чтении проект федерального закона о внесении изменений в Закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Изменения обусловлены необходимостью приведения положений закона в соответствие с изменениями законодательства, произошедшими после 2005 г., а также учета международной практики регулирования страховой сферы.
В действующем законодательстве РФ отсутствует четкое разделение объектов, подлежащих страхованию в рамках личного и имущественного страхования. Для устранения этого пробела в законопроекте уточняются объекты страхования жизни, иных видов личного страхования, страхования имущества, страхования финансовых рисков, страхования гражданской ответственности, объекты страхования предпринимательских рисков.
ГК РФ предусмотрена возможность страхования предпринимательского риска, однако страховая защита в рамках данного вида страхования может быть предоставлена только предпринимателям. При этом оказываются незащищенными интересы граждан, которые при наступлении страхового случая могут понести дополнительные расходы, издержки и которым необходимо компенсировать утрату своих доходов.
В законе также определен такой вид страхования, как страхование финансовых рисков, однако его содержание полностью не раскрыто. На практике наиболее востребовано страхование расходов лиц, выезжающих за границу, страхование на случай потери заработка (дохода) в результате потери работы, банкротства работодателя или иной организации, в которую вложены средства граждан на основании соответствующих договоров, возмещения судебных издержек. Наличие договора страхования расходов лиц, выезжающих за границу, является основанием для получения выездных виз. Законопроект предусматривает устранение данного законодательного пробела.
По словам директора Центра страхования финансовых рисков компании "Альянс" Виталия Уса, предусмотренное законопроектом описание применения страхования финансовых рисков в отношении граждан было ожидаемо страховым сообществом. На настоящий момент такого описания нет ни в Законе РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", ни в главе 48 ГК РФ "Страхование". В главе 48 ГК РФ содержатся положения, касающиеся страхования предпринимательского риска, применяемые при страховании финансовых рисков на основании принципа аналогии правовой нормы. При этом страхование финансовых рисков является активно развивающимся направлением, требующим своей нормативно-правовой базы. В частности, требует урегулирования применение института выгодоприобретательства при страховании финансовых рисков.
Вместе с тем законодателям не следует ограничивать нормотворчество в отношении страхования финансовых рисков только правоотношениями и расходами, возникающими у лиц, выезжающих за рубеж, а также у работников по договорам с работодателями. Область страхования финансовых рисков значительно шире.
Законопроект предусматривает также включение перестраховочных организаций в перечень участников отношений, регулируемых законом. Это обусловлено необходимостью согласования норм закона о получении лицензии на осуществление перестрахования, определения механизмов контроля за перестраховочными организациями и их статуса, а также позволит конкретизировать установленные законом требования к ним, в частности, к наименованию субъекта страхового дела и т.д.
В целях повышения прозрачности страховой деятельности законопроектом определены требования к содержанию единого государственного реестра субъектов страхового дела, а также вводится в обязанность страховщиков информировать потребителей услуг о своей деятельности и предлагаемых условиях страхования.
Законопроектом уточняется порядок расчета органом страхового надзора размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций и предусматривается возможность осуществления страховыми организациями, имеющими долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале менее 49%, страхования жизни, обязательного страхования, обязательного государственного страхования, имущественного страхования, связанного с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций в случаях, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.