Михаил Турецкий, художественный руководитель арт-группы "Хор Турецкого"
Иногда наши люди становятся жертвой роковых обстоятельств. Похоже, так и случилось с туристами, купившими путевки в неожиданно обанкротившейся компании "Ланта-тур", о чем и рассказывает сегодня "Российская газета". Думаю, это несчастный случай, ведь когда фирма объявляет о банкротстве, она бьет по собственной репутации, и она уже наказана. Для тургагенства репутация - это главное: ведь именно репутация позволяет работать на рынке туризма долгие годы. А это важно, потому что первые пять-десять лет компания меньше закладывает прибыли, больше выкладывается. И те, кто на рынке долго, берегут свое имя, реноме, статус и хранят свое будущее. А такие компании- однодневки, которые сошли с ума в погоне за нелегальной прибылью, им уже все равно, что с ними будет завтра.
У нас в стране этого сплошь и рядом, когда фирма хочет продать свой продукт и рассказывает сказки потребителю, причем репутация ее еще недооценена. Во главе угла побыстрее заработать: сегодняшний день есть, а завтра может ничего и не быть, и давай-ка вот сегодня сделаем все, чтобы как можно больше денег получить. Так что надо человеку учиться самому анализировать, проверять, смотреть отзывы в Интернете.
Я такими компаниями не пользуюсь, потому что даже не знаю, как они живут и чем существуют, все-таки это малоизвестное турагентство. На престиже остальных туроператоров это сказываться не должно, потому что не может один человек при несуразном поведении бросать тень на все свое окружение. Жалко людей, которые пострадали, но им стоит философски отнестись к происходящему. Восточный поэт Омар Хаям как-то сказал: " Ты обойден наградой? Позабудь!/, Дни вереницей мчатся? Позабудь! Небрежен ветер, в вечной книге жизни,/ Мог и не той страницей шевельнуть". Может быть, если у тебя накрылся отдых где-нибудь в теплых краях, тебя Бог миловал, и ты там не утонул. Бороться надо до определенного предела, но если деньги вернуть уже нельзя, надо сохранить хотя бы нервную систему. Как говорят американцы: Take it easy - нужно относиться к этой проблеме легче. Я бы так поступил.
Когда накануне произошла авиакатастрофа, неприятно садиться в самолет. Но жизнь заставит, и ты сядешь. Такая же ситуация: люди хотели отдыхать, они будут отдыхать. Когда мне было 22 и я работал ночным директором-грузчиком в большом универсаме, там было такое правило: 0, 4 процента бюджета дня закладывается на "забывчивость покупателей", то есть если кто-то украл какой-нибудь товар, в цену товара это уже закладывается. И вот эти 3, 5 тысячи человек, которым турфирма испортила отпуск, - это тот же "процент забывчивости".