Новости

01.02.2012 00:00
Рубрика: В мире

Разговор дороже денег

Первый в этом году антикризисный евросаммит завершился в Брюсселе без каких-либо громких сенсаций. Съехавшиеся в бельгийскую столицу лидеры стран ЕС сделали то, чего от них все ждали - приняли соглашение об ужесточении контроля за бюджетной политикой, которое также называют бюджетным пактом.

Данный договор еще должен быть формально подписан к мартовскому евросаммиту и ратифицирован странами-участницами. Однако скептики уже отмечают, что новый документ содержит лишь общие расплывчатые формулировки о необходимости увеличения экономического роста и повышения занятости населения без упоминания конкретных мер и шагов по достижению поставленных целей. И пока ни у кого нет полной уверенности, сможет ли новое соглашение стать спасительным механизмом по выводу Европы из кризиса.

Да и сама дискуссия по бюджетному пакту получилась для европейских лидеров непростой. Помимо Великобритании, которая еще в декабре четко заявила о своем нежелании принимать условия пакта, от участия в договоре неожиданно для всех отказалась и Чехия. Чешский премьер Петр Нечас пояснил, что отсутствие в настоящее время консенсуса по данному вопросу среди политических сил в его стране делает невозможным ратификацию соглашения. Однако при этом не исключается, что уже к марту Чехия "образумится" и примкнет к большинству. В противном случае Прага не сможет рассчитывать на финансовые средства европейского стабилизационного механизма, без которых ей будет очень тяжело бороться с кризисом.

Изначально подобные встречи на высшем уровне планировалось проводить лишь для стран, входящих в еврозону, а для всех остальных по усмотрению председателя ЕС. После продолжительной дискуссии участникам встречи удалось договориться - саммиты в рамках бюджетного пакта будут проходить в полном составе. Таким образом отныне европейские лидеры будут встречаться аж в трех форматах: 27 стран - полноценный евросаммит, 25 стран - саммит бюджетного пакта и 17 стран - саммит еврозоны.

Также в Брюсселе договорились уже в июле этого года запустить европейский стабилизационный механизм. Это своего рода "касса взаимопомощи" для стран Старого Света, предназначенная для преодоления кризиса. Однако имеющихся в кассе средств, насчитывающих сегодня около 500 млрд евро, всем желающим может и не хватить. Вопрос о расширении объемов стабилизационного фонда будет поднят на мартовском саммите.

А вот "греческий вопрос" так и остался в подвешенном состоянии. От рассмотрения вопроса о выделении второго транша финансовой помощи Греции в размере 130 млрд евро участникам саммита пришлось отказаться - переговоры Афин с частными инвесторами о списании половины греческого долга все еще продолжаются.

мнение

Текст: Анна Розэ

Барбара Беттхер, директор отдела "Европейская политика" исследовательского центра Дойче банка:

- На саммите в Брюсселе были достигнуты результаты по тем пунктам, которые уже раньше были намечены Ангелой Меркель и Николя Саркози. Главный результат саммита - это, конечно, постановление о фискальном пакте, который был разработан в прошлом году. Это решение показывает, что большинство стран Евросоюза, за исключением Великобритании и Чехии, согласны взять на себя обязательства по проведению ответственной финансовой политики.

На саммите были разработаны предписания по финансовому контролю для обеспечения консолидации бюджетов стран Евросоюза. Особенно важно решение о введении "национальных долговых тормозов", предписывающих мониторинг фискальной политики на европейском уровне в надежде на продолжение этих мероприятий на национальном уровне в каждой стране. При этом все страны ЕС подчеркнули решимость проводить финансово-контрольную политику, менее ориентированную на государственную задолженность. Фискальный пакт ограничивает максимальную общую государственную задолженность к ВВП 60 процентами. При этом заложенная еще в договорах Евросоюза 3-процентная граница бюджетного дефицита к ВВП будет интерпретироваться более строго, за счет снижения допустимого структурного дефицита до 0,5 процента. Также была принята оговорка о том, что средства нового стабилизационного фонда ESM, начинающего действовать с 1 июля, смогут получать только те страны, которые ратифицируют фискальный пакт. То, что почти все страны еврозоны подписали этот пакт, важный сигнал, свидетельствующий, что все актеры понимают важность политики консолидации бюджетов. Так что можно сказать, что саммит еще раз показал: еврозона не стоит перед развалом, а, напротив, с каждым новым шагом приближается к решению проблем, возникших в связи с долговым, структурным и банковским кризисом.

мнение

Арно Латинье, эксперт французской консалтинговой компании "ТАС":

- Надо сказать, что больших сюрпризов нынешний саммит в Брюсселе не принес. Хотя, конечно, то, что на нем конкретно договорились о подписании в марте Бюджетного пакта ЕС, несомненный шаг в правильном направлении. Правда, после уйдет немало времени, чтобы "золотое правило", определяющее жесткие рамки структурного дефицита госбюджета, а также санкции за их нарушение были закреплены в законодательной базе стран еврозоны, а также тех государств ЕС, которые пошли по их пути.

Другой положительный момент, на который я бы обратил внимание, это перенос на июль, то есть на год вперед, преобразования созданного впопыхах Европейского фонда финансовой стабильности в постоянный стабилизационный механизм со своей структурой, полномочиями, а главное, средствами. Думаю, что он станет хорошим подспорьем Европейскому центробанку (ЕЦБ), благодаря усилиям которого этого год начался в условиях, может быть, временного, но явного бриза на мировых биржах. Решив инвестировать в экономику континента почти 500 миллиардов евро, ведомство Марио Драги показало, что может действовать оперативно и благотворно. Вопрос в том, сколько это затишье продлится. И в том, чтобы это продолжалось как можно дольше, важнейшую роль должны сыграть ЕЦБ, а также долгожданный стабилизационный механизм.

Увы, в Брюсселе не удалось договориться по Греции. Это значит, что очередной пакет помощи ЕС, решения по которому с нетерпением ждут в финансовых кругах, остается заблокированным. К сожалению, в этом вопросе, да, впрочем, и в других по-прежнему сказывается застарелая болезнь ЕС: его реакция хронически отстает от ситуации на финансовых рынках. Конечно, этому есть объяснение - здесь и противоречия между ними, и национальные амбиции, и изначальная неповоротливость брюссельских структур. Но от этого не легче.

В мире Европа Франция Экономика Макроэкономика Международные организации Европейский союз Долговой кризис в Греции
Добавьте RG.RU 
в избранные источники